Российская история, даже при самом поверхностном взгляде на неё - настоящий кладезь сокровищ для кинематографистов, столько в ней интриги, неожиданных поворотов сюжета. Поэтому новость о том, что знаменитый британский режиссёр Питер Гринуэй приступает к съёмкам фильма о поездке по России Александра Дюма-отца, просто не может не вызвать интереса.
«Учитель фехтования» вне закона
Когда именно у Александра Дюма появилась желание отправиться в Россию, сказать трудно. Рискну предположить, что желание оно созрело вместе с осознанием самого себя как творческой личности: Дюма, особенно в молодости, был великий книгочей, и среди массы прочитанного наверняка были и записки иностранцев, в том числе и его соотечественников (таких, как капитан Жак Маржерет) о России. Казалось бы, в чём проблема? Хочется - поезжай.
Но дело обстояло куда сложнее, чем хотелось бы Дюма. С 1840 года он был, как говорится сейчас, «невъездной». Николай I лично запретил один из первых романов Дюма - «Учитель фехтования», в котором весьма благожелательно были изображены царские «amis de quatorze» ( «друзья по четырнадцатому»), то есть декабристы. Вдобавок всего год прошёл после российского вояжа знаменитого маркиза де Кюстина, чьи двухтомные записки «Россия в 1839 году», попортили немало крови российским властям. Запрет «Учителя фехтования» со временем превратился и в прочный шлагбаум для его автора: в Зимнем дворце отлично знали о живейшем участии Дюма в революциях 1830 и 1848 годов.
Встреча автора со своими персонажами
Однако после Крымской войны ситуация коренным образом переменилась, и давняя мечта Дюма стала реальностью. Любопытно, что автор «Трёх мушкетёров» отправился в Россию не с официальным визитом, как тот же де Кюстин, а как частное лицо, приглашённое на свадьбу князя Кушелёва-Безбородко.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ