Рукописная книга. Странновато звучит сегодня, в век сотовых телефонов и электронных книг это словосочетание. Тем не менее, актуальна она, как оказывается, и сегодня. Что зримо доказывает только что открывшаяся в Коломенском выставка «Неповторимый почерк эпохи», совместно созданная в рамках Года литературы Московским государственным объединённым музеем-заповедником и Российским государственным архивом литературы и искусства.
От доброписцев к дамским альбомам
В начале, как известно, было Слово. Слово, заносившееся от руки на глиняные таблички, папирус, пергамент, впоследствии бумагу. Однако все эти «носители» были дороги, а скорость нанесения на них слов невелика. Почему и были переписчики книг - каллиграфы, звавшиеся доброписцами, людьми весьма уважаемыми. А сами книги были - до изобретения Иоанном Гутенбергом в XV веке печатного станка - дороги невероятно, обладатель даже нескольких десятков книг считался очень богатым человеком.
Однако новые технологии пробивали себе дорогу с трудом (судьба Ивана Фёдорова тому порукой). На Руси в XVII веке, когда и был построен «осьмый див» - деревянный коломенский дворец, где проходит выставка, куда дешевле было книгу переписать, чем напечатать. Цех, если не сказать сословие, доброписцев было тогда весьма многочисленно и влиятельно. И искусство рукописной книги переживало золотой век. Благо, и заказчики были людьми знатными и состоятельными.
Вот, к примеру, «Летописец келейный» святого Дмитрия Ростовского. Или «Синодик окольничего Ивана Андреевича Милославского», происходящий из фамильного монастыря знаменитого рода - Киржачского Благовещенского. Никакому печатному станку не передать обаяния и, я бы сказал, ощущаемого и поныне живого дыхания рукописной книги.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ