Около пятнадцати тысяч участников III Рождественских парламентских встреч и Русская православная церковь выступили с идеей ввести преподавание школьного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) со второго по девятый класс. От имени РПЦ министру науки и образования РФ Дмитрию Ливанову направлена официальная просьба об этом. Пока неофициальный ответ - курс по изучению религии будет введён примерно в 2017 году после принятия «Концепции духовно-нравственного воспитания».
Сегодня новую дисциплину ОРКСЭ, как эксперимент включённую в школьную программу в 2012 году, изучают лишь в четвёртом классе один час в неделю. Курс состоит из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Школьники и их родители имеют право выбрать один из них, однако на практике всё выглядит несколько иначе.
«Так всем будет лучше»
- Есть у нас на Кавказе город Лермонтов, - рассказал архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. - Там родители модуль учебного курса ОРКСЭ выбирают так. По просьбе директоров школ они подписывают пустые анкеты. «Так всем будет лучше», - это аргументация администраций школ на ропот или возмущение родителей, которые не хотят подписывать пустые анкеты. В итоге курс православия изучают ноль учащихся, курс ислама - ноль учащихся. Все «выбирают» светскую этику.
И хотя РПЦ и духовное управление мусульман (ДУМ) России пытаются изменить ситуацию, дело с места не двигается. Причина этого в системе оплаты труда учителей: для одного из шести курсов надо группу не менее 25 человек. Вторая причина - страх преподавать ислам, который может оказаться не традиционным, а радикальным.
Немногим лучше ситуация и в Поволжье. Митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий рассказал о том, что возможность изучать православие и ислам, в принципе, существует, но «в исключительных случаях, поэтому митрополия сконцентрировалась на воскресных школах при приходах» и выступила с инициативой создания во всех крупных городах Поволжья централизованных воскресных школ.
Однако и тут, как в случае с Северным Кавказом, ситуация упирается в несколько проблем: законодательный статус выбранного модуля ОРКСЭ, квалификация педагогических кадров и, наконец, учёт региональных особенностей.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ