Уже более четверти века существует международный проект сравнительного изучения роли православных и западнохристианских традиций в истории Европы. Возникший в недрах Московского университета ещё в восьмидесятые, он продолжается и поныне при поддержке авторитетных российских и европейских научных институций. О проекте рассказывает один из его инициаторов и энтузиастов - профессор исторического факультета МГУ Михаил Дмитриев.
Говорить о том, что Русь непредставима вне православных традиций давно стало трюизмом. Кроме того, сказав об этом ещё раз в «приличном обществе», сразу подпадаете под подозрение об оголтелости всех сортов. Это делает сложным и спокойно-аналитическое, рассудочное, нарочито сухое обращение с этой темой. За нарочитой сухостью могут увидеть лицемерие и коварство.
История одного проекта
Иначе ситуация выглядела во второй половине 1980-х годов, почти тридцать лет назад. Тогда множились неформальные научные кружки, у государства ещё хватало денег на финансирование многочисленных выездных школ молодых учёных, и во время одной из них, проведённой под эгидой совета молодых учёных МГУ в 1987 году, родился проект сравнительного изучения роли православных и западнохристианских традиций в истории Европы. Были проведены первые круглые столы, тема звучала свежо, рискованно, даже опасно. Но впереди было празднование тысячелетия Крещения Руси, и поэтому обращение даже к подозрительной «церковщине» сходило с рук. А после 1988 года ситуация и вовсе радикально изменилась… Смутный в своих очертаниях проект приобрёл много более отчётливые контуры. Стало ясно, что двигаться вперёд нужно мелкими шажками, так как проблема «православности» России и «латинскости» Европы предстала во всей своей громадности и неразработанности. Но ни государство, ни университет помочь уже не могли…
Однако на рубеже восьмидесятых и девяностых открылись границы, западные научные центры и университеты охотно принимали гостей из бывшего Советского Союза. И завершая первую научную стажировку в Париже, в декабре 1991-го я пришёл сказать большое спасибо Дому наук о человеке и его директору, господину Клеменсу Эллеру, который встретил меня неожиданным вопросом: «Почему Вы, господин Дмитриев, не хотите предложить какой-либо проект русско-французского научного сотрудничества в области Ваших занятий?» Я был приятно удивлён этой неожиданной инициативой, взял два дня на раздумье, чтобы взвесить и обговорить с коллегами идею, которая родилась давно, за несколько лет до перестройки и её отголосков в университетской жизни.
Это был плод ещё советского аспирантского исследовательского проекта, посвящённого проникновению протестантизма в православные земли Речи Посполитой, то есть на территорию нынешних Белоруссии и Украины. Изучая сначала полемику католиков с протестантами, а потом - православных с теми же протестантами, я обнаружил вдруг (именно - вдруг, как часто и бывает в удавшихся работах), что православные критики протестантизма не видели того, что было главным в полемике католиков с протестантами (тема оправдания, тема греха и воли, тема благодати, тема «всеобщего» священства), и придавали огромное значение проблеме, которая была явственно маргинальна для протестантов, - проблеме иконопочитания… Почему?
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ