Советская тема нынче в моде. Выставки открываются одна за другой. Любой мало-мальски уважающий себя краеведческий музей - особенно в глубинке - уже имеет соответствующую, большую или меньшую, экспозицию. Но - чего греха таить - зачастую весьма беспорядочную. Задача одна - заставить посетителя почаще вспоминать о тех временах, когда вроде как и сахар был слаще, и вода мокрее.
На первый, самый поверхностный взгляд, только что открывшаяся в Музее Москвы выставка «Советское детство», самая большая из тех, что открывались в столице за последние годы (куратор - Владимир Кузнецов, координатор - Ирина Карпачёва), - о том же.
Весьма многочисленная публика радостно, по-детски барахтается в не столь уж недавнем прошлом - хронологические рамки выставки простираются от «ранней оттепели» до «позднего застоя». Точно входя во второй раз в одну и ту же реку, присаживается за давно забытые, с откидными крышками парты. Пишет на совсем облысевшей от старости школьной доске. Смотрит чудом сохранивший работоспособность чёрно-белый телевизор «Чайка». Умиляется самым настоящим - первого поколения - Хрюше, Степашке и Каркуше. И прочее в том же вкусе.
Но - не спешите ностальгировать...
Под крышей дома твоего
Выставка разделяется как бы на четыре сферы, четыре уровня, четыре пространства. Первое обозначает себя прямо при входе, где висит изрядного возраста металлический почтовый ящик - такой был когда-то на двери каждой квартиры - с заботливо опущенными в него газетами. «Предлагаю не в шутку, а вправду подписаться на “Пионерскую правду”!» - в данном случае на 1971 год. Это, понятно, дом.
Дом, чисто предметный ряд которого подкрепляется живописным и фотографическим - оба выдержаны строго в стилистике времени. Детские коляски, больше напоминающие небольшие танки. Детские же кроватки с заботливым деревянным ограждением, на которых буквально все мы сделали первые шаги. Плетёные санки. Лыжи - с ещё бамбуковыми палками. И, конечно, игрушки - девчачьи куклы, мальчишечьи пожарные машины, общие плюшевые мишки и зайцы.
Самое ценное в них не то, что их было мало - а у некоторых, что победнее, и вовсе игрушек почти не было. И не отличия от нынешнего пошловато-конвейерного китайского ширпотреба, о которых так любят потолковать нынешние родители. Другое...
Помню, лет двадцать назад в Зимнем дворце работала посвящённая царской семье выставка - в меру представительная, в меру роскошная и помпезная, в меру казённая. Единственный предмет, выбивавшийся из общего строя (не знаю, может быть, так и было задумано авторами?), - затёртый буквально до проплешин, до дырок плюшевый медведь цесаревича.
От одной мысли о том, сколько жалоб и слёз слышал и видел от неизлечимо больного мальчика этот медведь, становилось просто жутко (читайте потрясающее стихотворение Даниила Андреева про мишку, пропавшего при аресте). Ведь все боли и обиды в детстве переживаются куда острее...
Все игрушки с выставки - это очевидно - прошли через детские и даже взрослые руки. И не одни. Говорят, даже сама госпожа координатор выставки пожертвовала для неё свою любимую куклу... Многие приносили - и приносят - согретые собственным теплом игрушки.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ