К 200-летию М. Ю. Лермонтова в московском Музее А. С. Пушкина открылась большая юбилейная выставка «Мой дом везде, где есть небесный свод».
Александр Сергеевич Пушкин, как известно ещё от Аполлона Григорьева, «наше всё». И давайте попробуем представить себе, что его не стало бы в неполные двадцать семь лет (как Михаила Юрьевича Лермонтова), в марте 1826 года - ну, допустим, неудачно выпал бы из экипажа. Чего бы мы недосчитались? «Каменного гостя», «Скупого рыцаря», «Пиковой дамы», «Истории Пугачёва», «Медного всадника», «Отцы пустынники и жёны непорочны», «Из Пиндемонти» и очень многого иного... Даже подумать жутковато.
Неудавшиеся юбилеи
Пушкину сообразно статусу и положено: всевозможные пышные юбилеи, бесчисленные памятники и собрания сочинений. И прочее. В отличие опять-таки от Лермонтова. У Пушкина первое собрание сочинений вышло на следующий год после его смерти, у Лермонтова - через полвека. Мало кто, кстати, помнит о том, что около четверти литературного и эпистолярного наследия Лермонтова безвозвратно утрачено.
Первого своего биографа, Павла Анненкова, Пушкин «ждал» восемнадцать лет. До сих пор абсолютно непревзойдённая биография Лермонтова вышла из-под пера Павла Висковатова опять-таки через полвека после рокового 1841-го. Все прочие - в том числе и две только что вышедшие в серии «Жизнь замечательных людей» - умудрённые лермонтоведы считают фантазиями на темы текущих конъюнктур. А с юбилеями, как к ним ни относись, и вовсе беда. В 1914-м успело выйти академическое собрание сочинений, открыли несколько памятников. И всё - вскоре не до Лермонтова стало.
Столетие гибели Пушкина многие вспоминают до сих пор. 27 июля 1941 года, к столетию гибели Лермонтова, открылась - буквально на один день! - выставка в Историческом музее. Под ежедневными авианалётами на Москву снова стало не до поэзии. Выставку увезли в эвакуацию, после войны открыли ненадолго, уже в Литературном музее - кто её тогда заметил? Осенью 1964-го сменилась власть - и дата прошла незамеченной. Осень 1991-го - без комментариев...
В 2014-м, увы, тоже никто не читал по главным телеканалам ни «Мцыри», ни «Демона», ни «Героя нашего времени». Наоборот: многие даже усомнились, что именно Лермонтов является автором общеизвестных стихов о «немытой России». Но музейщики в этот раз постарались на славу. Вот только с выставочными площадками были некоторые проблемы: в открывшемся нынешним летом после многолетней реставрации крохотном особнячке на Малой Молчановке совсем уж тесно.
«Мой старший брат по музам и судьбе...»
Как водится, выручил «старший брат по музам и судьбе» - Пушкин, хотя с точки зрения чисто формальной - факт также общеизвестный - два величайших русских поэта никогда не встречались. И сам Пушкин собрату, можно быть уверенным, не отказал бы. Правда, и ему пришлось несколько потесниться - выставок такого масштаба, как нынешняя, называющаяся «Мой дом везде, где есть небесный свод», в классическом особняке на Пречистенке не бывало давно; три «выставочных пространства» заняла она - всего тысяча квадратных метров, полторы тысячи экспонатов - мезонин, первый этаж и залы в атриуме; создана она «тщанием и усердием» тридцати семи - цифра по нынешним временам редкостная - музеев, библиотек, архивов и прочих собраний.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ