Отец Новороссии

Sep 24, 2014 14:53


275 лет Григорию Потёмкину.

Вот уже полгода многие взоры устремлены на юго-восток Украины, где среди ожесточённых боёв, экономических трудностей и дипломатических схваток рождается Новороссия. И мало кто задумывается, что это уже второе её рождение. А первое состоялось давным-давно, почти 250 лет тому назад. И тогда повивальной бабкой Новороссии, её заботливой матерью и отцом-защитником оказался Григорий Потёмкин.

Григорий Александрович заметно отличался от многих современников. И ростом вышел (185 см), и умом обладал весьма развитым (поступив в 1755 году в Московский университет, вскоре за успехи был удостоен золотой медали), и в фаворитах Екатерины Великой ходил дольше других, став её тайным мужем. А ещё поговаривали, что с ним случались редкостные приступы хандры, по-нынешнему депрессии. Бывало, неделями не мылся, не чесался, почти не ел, никого видеть не хотел и от великой тоски всерьёз подумывал уйти в монахи. Неслыханный счастливчик, из безвестных смоленских дворян ставший вторым человеком в империи, осыпан чинами и деньгами и ещё о чём-то печалится?! Трудно было в это поверить тогда, и, наверное, нелегко поверить сегодня. Но Потёмкин, как большой души человек, действительно тосковал… по большому делу. И оно для него нашлось.

Лекарство от хандры

В 1774 году завершилась русско-турецкая война. Россия получила огромные территории от Северного Кавказа до реки Буг и заодно добилась независимости Крыма, своего извечного противника, от Турции. Только была одна загвоздка: всё это были земли степные, малонаселённые, и проку от них было мало. Ни припасов, ни дорог, ни городов и портов, без которых Чёрное море никак не удержать. Поэтому-то на высшем уровне без промедления решили осваивать новый край, новую Россию, и дело это поручили только что «отставленному» от императрицы, но на всю жизнь оставшемуся в её сердце Потёмкину. И тот принялся за дело с радостью и энергией, совершенно непонятной для столичных вельмож.

Оживить веками пустовавшее Дикое Поле и превратить в благодатный край могли только люди. Но привлечь их в неприветливый край, безводный, безлесый, частенько поражаемый чумой и холерой, оказалось весьма трудной задачей. Потёмкин приглашал всех желающих, обещая каждому переселенцу не только огромные наделы земли в шестьдесят гектаров, но и освобождение от податей и налогов на шесть-шестнадцать лет, ссуды на обустройство, помощь материалами, которые приходилось доставлять за тысячу километров. Чтобы дело шло бойчее, для вербовки людей были набраны агенты, которые за каждого нового переселенца получали «премию». Ради государственного интереса всемогущий Потёмкин даже покусился на святая святых: распорядился беглых крестьян, прибывших на новые земли, не возвращать их помещикам. И дело пошло. Болгары, молдаване и греки, бежавшие из Османской империи, армяне из Крыма, немцы из южно-германских земель, русские из числа крестьян и горожан Центральной и Северной России, отставные солдаты освоились в степи. За двадцать лет население здесь выросло в четыре раза и достигло 820 тысяч человек (всё население империи составляло 41 миллион человек). А вместе с людьми быстро поднялось и хозяйство: уже в 1790-е годы край превратился в экспортёра пшеницы и пшеничной муки, а в последующем вообще стал житницей страны.

Не забывал Потёмкин и о городах, принявшись основывать их там, где, как казалось скептикам, им не суждено было вырасти. Самым важным из них оказался Херсон, заложенный князем в 1778 году. В ту пору он стал главной базой строившегося Черноморского флота и портом, связывавшим Россию со странами Средиземноморья. Одновременно с Херсоном на реке Кильчени был основан Екатеринослав, призванный закрепить славу императрицы в освоении края. Правда, вскоре место, выбранное для города, признали неудачным, и Потёмкин, умевший признавать и исправлять свои ошибки, перенёс его на многоводный Днепр. Предполагалось, что град, славящий государыню, станет промышленным и научным центром, но Потёмкин, несмотря на неуёмную энергию и безграничные возможности, эту задумку воплотить не успел. Этому помешала не только смерть, но и обилие других «детей», рождённых в те годы: Никополь, Павлоград, Николаев, Симферополь…
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Потёмкин, Екатерина II, история, Россия, Новороссия

Previous post Next post
Up