Праздник важнейшего из искусств

Aug 27, 2014 12:49


Отмечается День российского кино.

День российского, а некогда советского кино долгие годы, но с небольшим перерывом отмечается 27 августа. В этот день в 1919 году Владимир Ленин подписал декрет о национализации кинематографа. Многие и не вспоминали об этом историческом факте, но 27 августа все наши кинематографисты считали своим профессиональным праздником, отмечали его не в парадных условиях, а у себя дома, на киностудиях и съёмочных площадках среди коллег. В девяностых годах прошлого столетия кому-то пришла в голову мысль перенести торжества. Дали задание историкам кино, чтобы они выяснили, какой же день в календаре самый подходящий для кинопраздника. В итоге отмечать его решили 28 декабря, поскольку в 1895 году в этот день состоялся первый публичный сеанс братьев Люмьер в Париже. Были предложения праздновать в день рождения первого российского художественного фильма «Понизовая вольница» Владимира Ромашкова, премьера которого прошла 15 октября 1908 года. Когда борьба идей закончилась, недолгое время отмечали День российского кино 28 декабря. Но кинематографисты упрямо придерживались 27 августа - собирались и отмечали. Спустя время первоначальная дата была им благополучно и официально возвращена.

Многие считают, что сейчас не время торжеств. Несколько лет назад наши классики Алексей Герман и Александр Сокуров чуть было не сорвали телемост между Москвой и Санкт-Петербургом, участники которого пытались рассуждать на тему, как российскому кино выйти из тупика. Закончилось тем, что Герман покинул мероприятие, потому как праздновать ему не хотелось, он хотел говорить о наболевшем. Ситуация в отрасли виделась ему удручающей. Александр Сокуров поддержал коллегу. Он говорил о том, что в стране, где угроблена Свердловская киностудия, где в плачевном состоянии находятся студии на Северном Кавказе и в других городах, а на «Ленфильме» застой, как вообще можно что-то праздновать? С тех пор кое-что изменилось, но в кино, как и прежде, сплошные проблемы. Многие студии в упадке. «Ленфильм» всё никак не придёт в себя. Хорошего кино по-прежнему снимается катастрофически мало. А отечественное кино так и не завоевало прокат.

В Калининграде только что завершился II Фестиваль короткометражного кино «Короче», руководит которым продюсер Сергей Сельянов. Съехались туда режиссёры из разных городов страны, не только из Москвы и Петербурга. На фоне картин ровесников, снятых по всему миру, становится очевидным, как сильно мы проигрываем. У нас начинающие кинематографисты сосредоточены исключительно на бытовых историях и стёбе, снимают про каких-то упырей, в которых и в самом деле отчасти превратилась часть наших сограждан. Всё на уровне анекдота, а серьёзных попыток поговорить о жизни - ноль. Иностранцы же ведут осмысленный поиск, сосредоточены на существенных, общечеловеческих темах. При этом наши дебютанты зачастую работают в экстремальных условиях. Снимают за свой счёт, потому как нигде их не ждут с распростёртыми объятиями. Начинающий режиссёр Алексей Наумов, в прошлом инженер, снял фильм «Толчок» на собственные средства. И получил приз за лучший сценарий на фестивале «Короче». Актёры у него снимались бесплатно, фактически за еду. Выясняется, что многие артисты, особенно молодые, готовы работать на таких началах, поскольку бедствуют, да и начинать с чего-то надо. Печально, что тем, с кем мы связываем завтрашний день российского кино, и предъявить-то бывает нечего. Они не знают, что сказать. Из года в год лучшие умы твердят о необходимости решительно поставить вопрос о подготовке квалифицированных кадров. По словам Сергея Сельянова, нашей киноиндустрии не хватает режиссёров, сценаристов, актёров, представителей других кинематографических специальностей, которые были бы грамотно обучены.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


праздник, культура, кино, Россия

Previous post Next post
Up