Как вернуть коренные народы из страха затворничества или резерваций в цивилизацию?
О том, какую роль в межнациональных отношениях играют коренные народы, о преодолении разрывов в образе жизни и благосостоянии между коренными и «большими» народами, в интервью порталу «Русский мир» рассказывает член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, глава межрегиональной сети коренных народов России Гульвайра Куценко.
- На Ваш взгляд, в чём сегодня главная проблема коренных народов мира и каковы вытекающие отсюда задачи?
- Привить вкус к государственности. Вернуть народы из страха затворничества и резерваций в цивилизацию, но сохранить самость народов, уникальные языки и культуру. И в этом смысле в России сложилась особая модель взаимоотношений между коренными народами и государством. Благодаря федерации, пусть несовершенной, в отличие от других стран, не был потерян ни один народ, все социальные институты и органы управления народов сохранены и развиваются. За этими народами веками закреплялись земли, чтобы они могли сохранить свою особую культуру и жизненный уклад.
- А как определяется статус народа - коренной он или нет?
- Эксперты ООН полагают, что основных критериев коренного народа четыре: проживание на землях исторического происхождения народа, занятие традиционными видами деятельности, отдельное этническое сообщество и численность не более пятидесяти тысяч человек. В России такая трактовка получила уточнение - коренные малочисленные народы.
- У нас есть примеры развития коренных народов в направлении укрепления их государственного чувства?
- Есть чем делиться Якутии. Там создана законодательная база, реализуются практические меры в сфере межнациональных отношений. Там первыми в России стали появляться национально-культурные объединения, создана Ассамблея народов Республики Саха. Это пример совместного проживания на одной территории в мире и согласии представителей разных народов. Якутия первой учится адекватно реагировать на современные межнациональные вызовы, в том числе между коренными народами. Так, сегодня Сибирь и Дальний Восток медленно, но верно «зеленеют». При этом в пользу радикального ислама, а традиционный находится в непростой ситуации. И вот в Якутии представители традиционных конфессий ведут грамотную просветительскую работу среди населения, особенно молодёжи, в том числе в среде молодёжи коренных народов. Пока межконфессиональный диалог, направленный в том числе на малочисленные народы, несколько необычен для остальной России.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ