Этой битве - великому сражению начала XVIII века, давшему жизнь находившейся в зародыше Российской империи, - судьба уготовила нелучшее место на площади исторической памяти. Сначала Полтава, ставшая символом и талисманом Петра Великого, долгое время находилась в зоне особого внимания императорской фамилии. А потом взгляды на неё стали столь непримиримыми, что могут лишить нас исторической памяти.
Полтавскими деталями была отмечена столица России Санкт-Петербург. До 1917 года морская Россия всегда имела «полтавский» именной боевой корабль, мало какой город может похвастать поэмой, которую посвятил ему великий Пушкин. О Полтаве писали и Жуковский, и Феофан Прокопович, и Вольтер. Гений Ломоносов нашёл в своём графике время и создал замечательную мозаику, посвящённую сражению.
Праздник великой виктории Петра ежегодно отмечали пышно. 10 июля, в день святого Сампсония Странноприимца, ставшего небесным покровителем Полтавы, проводились парады и народные гулянья. Среди наиболее известных - чествование подвига предков во время «Пути на пользу» Екатерины Великой, когда своеобразную реконструкцию сражения гостям и самой государыне продемонстрировали Суворов, Потёмкин и Кутузов. 200-летний юбилей сражения в 1909 году отмечала вся Российская империя. Императорская фамилия, Кабинет министров, высшие чины духовенства, чиновники прибыли в город и на поле почтить память героических предков и «отца империи». Именно этому юбилею Полтава обязана появлением такого большого количества памятников военной истории.
Забвение пришло не сразу. Даже в 1919 году, когда из Полтавы выбили красных, генерал Май-Маевский отдал распоряжение - и традиционный парад и торжества состоялись.
В советское время битва неожиданно оказалась затёртой в череде других побед русского и советского оружия и построений государственной политической идеологии. Хотя попытки придать ей старый смысл в новых условиях были. В 1939 году Сталин взял поле под Полтавой под свой контроль, но помешала война. В 1949 году, когда начал восстанавливаться музей, в город приезжал даже тогдашний патриарх РПЦ Алексий Первый.
Однако в целом должное внимание медленно уходило. В школьных учебниках истории Полтавская битва и вся Северная война изучались, скорее, обзорно. Долгое время, с 1944 по 2009 год, братская могила русских воинов, внутри которой в годы войны находился склад ГСМ, взорвавшийся во время бомбёжки, находилась в плачевном состоянии. Ставшая независимой Украина к истории сражения (и историям вокруг него) отнеслась с присущим ей омерзением. Согласно новым историческим концепциям, битву должны были выиграть шведы и перешедший на их сторону гетман Мазепа с несколькими тысячами казаков. Теперь Пётр, русская армия и поддержавшее их большинство населения Малороссии и казачьих полков стали трактоваться как оккупанты и их пособники. Историческая ревизия науки и массового сознания принесла новые оттенки в человеческую память.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ