В Большом театре прошёл 2324-й спектакль со дня первого представления в 1881 году оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Опера шла в постановке Дмитрия Чернякова с использованием полного арсенала режиссёрских приёмов, именуемых актуализацией. Для достижения максимального результата были собраны все силы, какие только можно было собрать. Прежде всего, состав исполнителей. Это Анна Крайникова - Татьяна, Светлана Шилова - Ольга, Василий Ладюк - Онегин, Александр Науменко - князь Гремин. Загадкой был Эндрю Гудвин - Ленский. Ирина Рубцова и Нина Романова представили Ларину и Филиппьевну. Хор, оркестр под управлением Александра Поляничко - всё было готово к воспроизведению фирменного, знакового спектакля Большого театра.
Откровением стало исполнение партии Онегина баритоном Василием Ладюком. Вокальная форма певца была в самом лучшем состоянии: тембрально богато окрашенный баритон, ровный во всех регистрах, сильный голос звучал безупречно. Сценическое воплощение роли Василием Ладюком, без преувеличения, можно назвать новым прочтением этой партии. Вот, к примеру, замечательная сцена объяснения с Татьяной «Вы мне писали…». Певец проводит её в трагическом ключе своей собственной обречённости, своего знания того, что будет, того, что изменить он не в силах, как бы ни хотел… Это знание - его крест, его Голгофа. Онегин благороден и мудр. Он не хочет обрекать Татьяну на то страдание, на которое обречён сам.
Вот и на балу в доме Лариных он яростно сопротивляется тому, чтобы быть со всеми вместе, быть как они. Онегин знает, что так не будет, не получится, но уступает, остаётся. Этот его шаг приносит несчастье, о котором он знал, что так и будет, и которому сопротивлялся. Схватка с Ленским, закончившаяся бессмысленным смертельным выстрелом, стала тому подтверждением.
Второй акт оперы Василий Ладюк провёл в темпераментном, трагическом ключе. Он разобщён с миром обычных людей и не может преодолеть это разделение. Очень рельефно исполнитель показывает это отчуждение. Его не помнят, его едва вспоминают, его обходят, его не узнают. В мире чужих и Татьяна. Она другая, хотя всё помнит. На ней оковы отчуждения, которые она не сможет сбросить.
Онегин в последней сцене объяснения с Татьяной раздавлен, уничтожен. Опять же, такой исход предопределён, потому что - судьба! Исполнитель титульной партии Василий Ладюк сблизил образ Онегина с Дон Жуаном, придав своему герою демонические черты и трагическое звучание. Певец свободно использовал различные приёмы сценического движения, что добавило исполнению достоверности, жизненной правды. Можно говорить, что Василий Ладюк явил пример интеллектуального исполнения партии Онегина, открыв новые грани в трактовке характера этого героя.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ