Русские сюрпризы Канн

May 30, 2014 17:21


На завершившемся недавно 67-м Каннском кинофестивале сразу в нескольких фильмах просматривался русский след. Конечно, главное наше достижение - участие в основном конкурсе картины Андрея Звягинцева «Левиафан». Жюри во главе с новозеландским кинорежиссёром Джейн Кэмпион отметило её за лучший сценарий, написанный Олегом Негиным совместно с режиссёром фильма. Но были там и ленты не российские, но так или иначе связанные с Россией и русской культурой.

Самая экзотическая картина главного конкурса - «Тимбукту», снятая Абдерахманом Сиссако. Будучи уроженцем Мавритании, он когда-то учился в Москве, во ВГИКе, говорит по-русски. И теперь рассказал весьма жестокую, но при этом не лишённую поэтичности историю о жизни людей на севере Мали. Главную награду фестиваля - «Золотую пальмовую ветвь» - получила более чем трёхчасовая «Зимняя спячка», снятая самым известным сегодня турецким режиссёром Нури Бильге Джейланом по мотивам произведений Чехова. Удивительным образом его мир овеян духом другого русского классика - Достоевского. Вполне чеховским героям, обосновавшимся в прекрасной турецкой Каппадокии, не чужды страсти в духе Достоевского. Чего только стоит сцена, где сжигают в печи пачку денег. Она словно выхвачена из «Идиота». Джейлан не раз признавался в любви к русской литературе и творчеству Андрея Тарковского. Эта любовь и влияние считываются с экрана.

Огромные ожидания были связаны с картиной «Поиск» французского режиссёра Мишеля Хазанавичуса, имеющего литовские корни. Она тоже участвовала в главном конкурсе. К этому проекту прославленный ныне режиссёр подступался давно. Но только после получения премии «Оскар» и того успеха, который сопутствовал выходу его предыдущего фильма «Артист», он смог осуществить мечту, собрать деньги на проект о второй чеченской войне. Подготовка была основательной. Было проштудировано много книг, включая те, что написаны российскими журналистами Анной Политковской и Аркадием Бабченко. Консультации давал один из французских интеллектуалов, положивший годы на исследование ситуации в Чечне. Съёмки проходили в Грузии, как говорят, в обстановке строжайшей секретности. Надо сказать, что, когда Александр Сокуров снимал фильм «Александра» в Чечне с участием Галины Вишневской, всё тоже было засекречено, вплоть до того, что скрывались маршруты следования певицы и актрисы. А когда она следовала в аэропорт, отправляли сразу два автомобиля, и мало кто знал, где она находится.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Хазанавичус, культура, кино, Каннский фестиваль, Франция

Previous post Next post
Up