В рамках «перекрёстного» Года культуры России и Великобритании в выставочном зале «Манеж» представлен проект британского художника и кинорежиссёра Питера Гринуэя и его жены Саскии Боддеке. Познакомиться с ним можно до 18 мая.
«Великий и ужасный» Гринуэй постепенно отходит от дела всей своей жизни - кинематографа, который в его исполнении причудлив и живописен. Каждый его кадр мог быть заключён в раму и представлен на выставке. И вот теперь автор таких фильмов, как «Контракт рисовальщика», «Повар, вор, его жена и её любовник», «Книги Просперо», предрекает скорую смерть кинематографу и всё больше погружается в мир мультимедийных технологий. Гринуэй попытался оживить шедевры русского авангарда из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Театрального музея им. А. А. Бахрушина, Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева и частных коллекций. Посетитель выставки попадает в бездонное тёмное пространство с восемнадцатью мерцающими киноэкранами. На них - двенадцать актёров, выступающих от лица Мейерхольда, Зинаиды Райх, Маяковского, Лили Брик, театрального преобразователя Леся Курбаса, художников Кандинского, Родченко, Малевича. Портретного сходства нет. Кто-то из посетителей даже начинает сравнивать «живые картинки» Гринуэя с недавним фильмом Александра Митты
«Шагал - Малевич». Герои британского режиссёра просто удивляют своим несоответствием доверенным им образам и более чем скромной актёрской игрой. Но кастинг вёлся серьёзный. Отвечала за него Саския Боддеке - в прошлом оперная певица, в настоящем - театральный режиссёр и соавтор многих проектов своего гениального мужа. Избранные ею исполнители отправились на съёмки в Голландию. В итоге весь отснятый материал, подкреплённый кадрами хроники, вылился в некий сплав живописи, анимации и кино. И оформился, как говорит сам Гринуэй, в кинотеатр с множеством экранов. В основе инсталляции - не дающий никому покоя «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Саския знает только два слова по-русски. Это - «Чёрный квадрат». Для Гринуэя работа Малевича - метафора распада. Вместе с Саскией они призывают посетителей бродить по выстроенному ими пространству не менее полутора часов. Лишь тогда появится нужное ощущение и наступит полное погружение в материал.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ