По сообщениям информационных агентств, православные добровольцы из Москвы проведут этим летом не менее сотни экспедиций к памятникам деревянного зодчества Русского Севера. Активисты движения «Общее дело»
намерены провести противоаварийные работы в 170 храмах и часовнях Архангельской, Вологодской, Ленинградской областей и в Карелии. В 2013 году «общедельцы» провели 23 восстановительных экспедиции. За предыдущие годы с помощью волонтёров было организовано около 90 экспедиций, обследованы свыше 170 храмов и часовен, в 95 проведены противоаварийные работы. Три храма и три часовни восстановлены полностью, оборудованы для молебнов.
В нынешнем году, по словам руководителя проекта священника Алексия Яковлева, их должно быть сто. «Число поездок решено резко увеличить, - поясняет он, - так как 170 храмов Севера, о которых заботятся добровольцы, нуждаются в срочной реставрации, и в нашем распоряжении осталось не более двух лет, чтобы успеть изменить ситуацию, иначе они полностью разрушатся».
Что стоит за этой короткой справкой? Русский Север, если даже понимать его только как совокупность упомянутых выше областей РФ, по площади равен почти половине Европы, а одна из этих областей - Архангельская - по территории превосходит Францию. Стоят прежде всего потери: в начале ХХ века на этой территории было несколько десятков так называемых троек - двух деревянных храмов (тёплого и холодного) и колокольни. Сегодня их осталось всего две - в сёлах Нёнокса и Малошуйка (ещё один, всемирно известный ансамбль такого типа находится в карельских Кижах).
Подарите городу пожарный вертолёт
Третий - ансамбль XVIII века в каргопольском селе Лядины - сгорел от сухой грозы в день Пасхи меньше года назад, 5 мая. Удар молнии был такой силы, что его не выдержал даже установленный недавно громоотвод, и за несколько часов в пепел превратились колокольня и шатровая церковь. Будь гроза обычной, очаг возгорания потух бы очень быстро, но... А пожарные приехали почти через час (!), но и тогда вполне можно было что-то сделать - просто у приехавшего отряда не было никаких приспособлений для тушения высоченного шатра, а струй брандспойтов едва хватало на два-три метра. Обратим, кстати, внимание на то, что, в отличие от прочих ЧП, лядинский пожар не оставил практически никаких следов в СМИ. Настоящего же крика души каргопольцев, отправленного, как говорится, на самый верх («Дорогие ответственные лица, пожалуйста, подарите наконец славному городу Каргополю хотя бы пару пожарных вертолётов: Родина в опасности!»), никто, кроме бескорыстных энтузиастов, похоже, не услышал.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ