На днях исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося шансонье Александра Вертинского. Его песни исполняют не только наши артисты, но и те, кто живёт за пределами России. Один из них - русский парижанин Пьер Леон. Будучи сценаристом, актёром, критиком и кинорежиссёром, снявшим фильмы по мотивам пьесы Чехова «Дядя Ваня» и произведениям Достоевского «Подросток» и «Идиот», он иногда даёт «маленькие концерты для друзей». Пьер исполняет «печальные песни» Александра Вертинского. Мы встретились на одном из его концертов в Минске, в музее-мастерской З. И. Азгура. Там на стеллажах установлены головы мыслителей, пролетарских вождей, партизан и государственных деятелей в основном советской эпохи. За спиной Пьера Леона располагалась скульптура Ленина в полный рост. Справа в кресле сидел гигантский Сталин. Никогда и нигде ещё не доводилось видеть в таком количестве столь полного собрания монументальных воплощений Сталина и Хрущёва.
- Пьер, почему Вы решили провести концерт среди скульптур вождей марксизма-ленинизма?
- Минским организаторам показалось интересным, что я, как человек, рождённый в СССР, исполню песни Александра Вертинского в таком необычном антураже, среди статуй. Когда находишься среди них, складывается ощущение, что тебя обступает сама история.
- Да Вы ещё так интересно комментировали происходящее, когда случались технические накладки: «Пролетарии всех стан, извините». Вы уехали из СССР во Францию в 1975 году, в самый разгар брежневской эпохи. Какое у Вас отношение к советской символике?
- Ностальгии у меня нет, но определённый склад ума, заложенный в СССР, остался. Я всё-таки жил в стране, где стояли очереди. Мой папа был журналистом и коммунистом из Франции. У нас была довольно скромная семья. Все трудности того времени я знал. Не только теперь, но и в годы жизни в СССР у меня был иронический взгляд на многие вещи. Существовали кухонные шутки, анекдоты на этот счёт. Советский юмор во мне остался. Та эпоха была не самая ужасная, хотя и застойная.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ