Вечные ценности (окончание)

Jan 12, 2017 14:17


Семья
В настоящее время семья находится под жесточайшим прессингом со стороны «цивилизованного»
мира. Пока мы все живем в семьях, наши друзья живут в семьях, у нас складывается впечатление,
что все с семьей хорошо. Однако уже сейчас неравнодушные люди бросаются грудью на защиту
семьи, пытаясь заткнуть «пробоины», в которых они видят главную опасность для семейных
ценностей. И мы с ними солидарны. Если взглянуть на проблему более глобально, то становится
по-настоящему страшно.
В одной только России в год совершается почти миллион абортов (по официальной статистике
только несколько лет назад количество абортов стало меньше миллиона). Вдумайтесь в эту цифру.
Миллион детей убивается ежегодно. Это примерно половина от того, сколько детей вообще
рождается в нашей стране. Более того в России более половины браков заканчиваются разводом.
Прибавьте сюда суррогаты семьи, которые называются «гражданским» браком, пропаганду
однополых браков, движения типа «чайлдфри», ужасы ювенальной юстиции, брошенных детей
при живых родителях… Этот список можно продолжать.
В мире совершаются чудовищные манипуляции. Женщинам бессовестно навязывается мужская
модель поведения, в попытке заглушить стремление к тому главному, что делает женщину
счастливой - материнству (любовь к мужчине не менее важное, но все же немного другое
счастье). Это делается под лозунгом всей той же «свободы». Хотя логика на самом деле проста: в
экономике нужно участвовать всем, иначе страна отстанет. Западные экономисты в прямых
рекомендациях другим странам советуют использовать женский труд и труд пожилых людей
(увеличивать пенсионный возраст). Для этого женщин нужно настроить, что их реализация и
интерес к жизни возможен только в карьере. Радость материнства нивелируется. Дети перестают
быть ценностью и радостью, и перерастают в обузу.
Это делается простым логическим трюком, который опирается на пресловутое «равенство»:
мужчина реализуется в работе (читай: становится «счастливым»), женщины должны в этом быть
равны мужчинам. И никто не учитывает, что мужчина никогда не сможет по-настоящему ощутить
радость материнства. Пропагандируется только одно: реализация женщины в карьере. Высший
пилотаж в карьере, как известно, это создание собственного бизнеса. Т.е. реализация (счастье)
заключается в создании организации. Ничего не напоминает? Мало кто осознает, но рождение и
воспитание ребенка - это куда более сложное дело, чем построение организации. Правильно
взрастить живую человеческую душу - дело в тысячу раз труднее, деликатнее и интереснее, чем
построение собственной карьеры или фирмы. И уж совершенно точно материнство куда более
интересно и радостно, чем любая карьера бухгалтера, администратора или управляющего.
Беда заключается в повсеместной пропаганде пафоса карьеризма. Карьерой гордятся, она питает
человеческую гордыню, эгоизм. Если бы в современном обществе материнство превозносилось
так же, как сейчас превозносится карьера, то подобных перегибов бы не было. И уж совершенно
точно, если бы обществу нужны были матери, а не работники, то никаким псевдо-борцам за
«право женщин на карьеру» не дали бы такой власти над умами людей. Их позиция не
выдерживает здравой критики. К слову сказать, мужчины попросту лишены того счастья, которое
доступно женщине. Поэтому их стремление реализовать себя в карьере эволюционировало долгое
время из «добытчика семьи», подпитываясь все теми же эгоистическими мотивами, став
самоцелью. Зачастую борьба, таким образом, сводится к равенству быть достаточно эгоистичным,
чтобы отдавать всего себя карьере, а не семье.
На сегодняшний день возникло и продолжает возникать многочисленные взгляды на семью,
которые пытаются (часто несознательно) извратить и принизить ее суть. Все чаще мы
сталкиваемся с подменой понятий, которые предлагают нам взглянуть на семью под каким-либо
одним углом. В экономике семью рассматривают как хозяйствующий субъект, со времен СССР
осталось в обиходе понимание семьи как некоей «ячейки общества», социологи говорят об
институте семьи.
Все эти искусственные построения приводят к выхолащиванию понимания семьи как целого и
живого организма. Семья эволюционировала и развивалась тысячелетия, и лишь в последние
несколько десятков лет стали возникать искусственные политические и философские концепции,
которые говорят о семье, как о пережитке. Подумайте. Вы действительно готовы отказаться от
векового образа жизни, доказавшего свою правильность и эффективность, потому что кто-то
сказал, что она отжила свое, и он видит будущее без семьи? Вы уверены, что он правильно видит
будущее? Вам не кажется, что наука слишком часто ошибается даже в менее масштабных
вопросах? И нужно ли резать живое общество, чтобы доказать правильность придуманной кем-то
концепции?
Если некоторые ученые повесили на семью ярлык «институт», а социальные институты, как
известно недолговечны, то мы заявляем, что семья является Вечной ценностью. Семья, как и
другие Вечные ценности, служит воспитанию в человеке Любви. С этой позиции все становится
достаточно понятно. Не секрет, что современный мир становится все более эгоистичным, в то
время как семья - практически единственный «институт», который реально учит Любви. Поэтому
эгоистический мир отторгает семью. Там где есть эгоизм, нет места Любви. Она мешает.
Роль семьи в воспитании человека и Любви в нем не могут перенять никакие другие «институты».
Каждый, кто думает иначе, захвачен в том или ином виде мифом, который пропагандируется
многие десятилетия. Но уже сейчас мы видим на живых примерах: отвергая семью, мы легко
«разчеловечиваемся», перестаем быть людьми.
Возможно, для кого-то это окажется «новостью», но для христианина есть всего два пути, ведущие
к Любви (Богу) - это монашество и… семья. Брак и монашество - это практически тождественные
вещи в сознании верующего человека. Хотя в глазах обывателя монахи - это «закостенелые
холостяки».
В семье мужчина и женщина приносят себя «в жертву» друг другу без каких-либо гарантий, что
жертва будет принята, понята и оценена. Все супруги вынуждены проходить болезненную
притирку друг к другу, цель которой - отказ от своих интересов и желаний, которые питаются
эгоизмом. Именно поэтому семья становится «школой любви», если только у всех ее членов есть
установка на самосовершенствование. Семья учит дарить себя любимому человеку.
Известно, что Любить тех, кто далеко легче, чем любить ближних. Мы видим недостатки тех, с
кем живем, и вынуждены смирять себя с ними. Нам приходится подавлять свое раздражение и
прочие эгоистические проявления недовольства. Но если мы злимся и раздражаемся на ближних,
считая при этом, что «любим» более далекий круг людей, то мы позволяем войти в мир реальному
злу, в то время как добро остается мнимым…
Кстати семья и, возможно, близкий круг друзей, это практически единственное сообщество, где не
действуют экономические (читай: эгоистические) механизмы. Здесь не работают эксплуататорские
законы, более того здесь не принят также обычный бартер: «я - тебе, а ты - мне». Семья основана
на законах совершенно другой природы, законах Любви.
У человека в семье есть какая-то часть личных вещей и пространства, но в остальном все члены
семьи бескорыстно делятся друг с другом вещами, временем, свои теплым отношением. И более
того они преданно трудятся не на собственное благо, а на благо чего-то большего, чем «я сам», на
благо того, что возникло благодаря священным узам брака, на благо новой целостности, которая
гораздо больше и сильнее, чем два индивида, и это - семья. Именно в семье реализуются
подлинные отношения. Отношения, которые должны во многом являться прообразом принципа,
формирующего любое общество людей.
Именно в семье человек учится воздержанию, уберегается от блуда и распутства. Давно известно,
что самый защищенный от венерических заболеваний человек - это тот, кто в действительности
любит свою «половинку», и которому в голову не приходит мысль о «походе на сторону». А ведь
плотские отношения еще и увеличивают Любовь между супругами.
К сожалению, подверженные современной пропаганде, многие люди принимают за основу брака
то мимолетное, светлое чувство, которое является лишь робким предвестником возможной
Любви. Построение Любви в семье - это длительный и кропотливый процесс. Любовь является
результатом брака, а не условием его возникновения. Поэтому праздник «Семьи, любви и
верности», отмечаемый в нашей стране 8 июля и посвященный всем тем, кто прошел тернистый
путь самосовершенствования и построения настоящей Любви, в нашем понимании, гораздо
важнее любого навязываемого индустрией развлечений праздника-поклонения влюбленности.
С появлением в семье ребенка, она (семья) начинает учить родителей ответственности на
абсолютно новом уровне. Это не ответственность перед взрослым человеком, которого ты
«выбрал» и полюбил. Это ответственность перед маленьким человечком, которого вы привели в
этот мир. У родителей возникает совершенно новая забота о новой, беззащитной живой душе, за
воспитание которой они несут ответ. И сколь бы неподъемной ношей не казалась такая забота,
она, тем не менее, является самой радостной заботой в жизни человека.
Ребенок в свою очередь, находясь в семье, учится и социализируется, но главное он постигает все
премудрости взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Именно семья воспитывает детей
здоровыми в нравственном плане. Научно доказано, что садисты, мазохисты и прочие люди с
извращенными стремлениями поголовно имеют психические или психологические травмы,
уходящие корнями в детство. Дети очень чувствительны, поэтому они должны расти в Любви.
В традиционной семье во все века происходило обучение молодых, так как под одной крышей
жило до 4 поколений. Это учило уважению к старшим и послушанию, т.е. умалению
эгоистических мотивов с самого младшего возраста. Хотя почитание старших, уважение к ним -
это всего лишь справедливость, а никакой ни подвиг.
Семья обеспечивала преемственность поколений, знание былой жизни. Сейчас читая книгу или
воспоминания ветеранов, становится удивительно - это были другие люди. Более чистые.
Телевизор и атомарная семья (когда в семье живут лишь два поколения - родители и дети) лишает
преемственности, лишает разговора поколений, лишает знания реальной жизни былых поколений.
Семья в свою очередь является первой и самой главной ступенькой в постижении Любви. Она
учит Любить самый ближний круг людей. Она учит также Любить своих предков. А значит,
взращивает уважение к истории, являясь важным шагом на пути к новой Любви - Любви к
Родине.

Соборность
Выходя из семьи, ребенок учится любить все более широкий круг людей: детей в школе,
сокурсников в институте, жителей города и, наконец, граждан своей страны. Однако, покидая
пристанище безусловной любви, человек быстро обнаруживает, что любить других людей,
несвязанных с ним родственными узами, непросто. Взрослея, человек все больше осознает свою
уникальность и неповторимость - то, что позднее западные философы назовут
индивидуальностью. И это понимание собственной «значимости» все больше отдаляет его от
других.
Интересно, что индивидуализм также берет свои корни в христианстве. Индивидуализм обоснован
уникальностью личности, а точнее ее души, как знака присутствия Бога (его образа и подобия).
Характерно, что все в мире обладает уникальностью. Вы не найдете двух одинаковых деревьев,
животных, растений. Все имеет печать индивидуальности. Но, конечно, именно поврежденный
эгоизмом человек решает, что его индивидуальность - самая важная.
Несомненно, в той или иной степени всем знаком спор между сторонниками индивидуализма и
коллективизма. Об эту тему сломано множество копий. В доказательство, как обычно, приводятся
теории, гипотезы и мнения, некоторые из которых научно-обоснованы, другие - не очень. Следует
понять: в рациональной логике доказать преимущество индивидуализма или коллективизма
нельзя. Потому что в этой логике отсутствует главное измерение - Любовь. Как только в спор
вводится это новое измерение, все становится на свои места.
Давайте признаем: индивидуальность - прекрасна, поэтому она обладает ценностью. Однако
индивидуализм, лишенный Любви, - ужасен. Индивидуализм изначально имеет в себе логическую
ошибку, заявляя человека отдельным звеном. Очевидно, что каждый человек влияет на других,
общество крайне взаимосвязано и в нем нет ничего отдельного. Поэтому «современная» теория
свободы, когда свобода одного заканчивается свободой другого, и при этом каждый может
говорить, что угодно, - лжива. Как только один человек в присутствии другого начинает излагать
свои мысли, он начинает влиять на него (так действует любая пропаганда), а значит, нарушает
чужую свободу.
С рассветом идеи эволюции люди часто пытались перенести ее идеи на общественную почву
(надо сказать, совершенно безосновательно). То, что в естественном отборе выживает
«сильнейший», привело многих мыслителей к популярным сегодня идеям атомарности и
конкуренции индивидов. К слову, мысль об атомарности человека, его отделенности от общества,
которая в том числе приводит к модернистским мнениям об «отжившей свое семье», не может
быть подкреплена теорией эволюции. Вся история эволюции учит приоритету сотрудничества и
самоорганизации животных в стаи, прайды, стада и т.д. В природе очень мало одиночек - у них
мало шансов выжить.
То же самое касается и экономики с ее конкуренцией. Еще Менделеев говорил, что
«индивидуалисты ошибочно считают эгоизм первичным и единственным стимулом всех людских
действий». По мысли отцов экономики конкуренция, как движущая сила экономического
развития, берет силы в эгоистических устремлениях людей. При этом конкуренция имеет своим
прообразом все тот же естественный отбор. Следует, однако, сказать, что сам родоначальник
эволюционной теории - Чарлз Дарвин - признавал, что альтруистическое поведение внутри
племени, когда его члены готовы на жертву ради соплеменников, абсолютно точно приведет к
выигрышу в естественном отборе именно племени альтруистов, нежели племени эгоистов.
Недаром, сегодня в экономической мысли на первый план выходят концепции доверия и команды.
Если прийти к инвесторам и предложить им свою гениальную идею, она их не заинтересует. Они
каждый день слышат сотни гениальных идей. Их интересует одно: где команда, которая сможет
реализовать эту идею?
Западный индивидуализм подразумевает индивидуальную изолированность, откуда вытекает
святость формальных отношений. Очевидные примеры: благородные семьи, где соблюдаются
приличия, но нет настоящей Любви, либо набившая оскомину «дежурная» улыбка иностранцев.
По этой традиции каждый индивидуум внутри своих прав есть лицо самовластное, т.е. само себе
дающее законы. Первый шаг такой личности в обществе - окружение себя крепостью, из нутра
которой она вступает в переговоры с другими «независимыми» властями.
Кстати, вы когда-нибудь замечали, что теория индивидуальности входит в противоречие с теорией
равенства? Как можно говорить об уникальности чего бы то ни было, и одновременно
приравнивать ее ко всему остальному? Кто-то может возразить, что равенство - в
первоначальность своем значении - понималось, как равенство перед законом. Хорошо. Но
давайте будем абсолютно честными: полная индивидуальность подразумевает и индивидуальные
права. Каждый человек обладает не только индивидуальными особенностями, но также
индивидуальными обязанностями и полномочиями. Если кто-то наделен полномочиями (правами), большими чем у других, как, например, полицейские, то не должны ли к ним применяться соответствующие, большие требования и более суровые наказания за использование своих
больших полномочий и власти во вред другим? Вам не кажется принцип - «кому многое дано, с того многое и спросится» - более справедливым? Индивидуальность в своем первоначальном,
невырожденном понимании была залогом справедливости. Индивидуальная личность имела права и обязанности, и чем больше права, тем больше с нее спрос. Так было до тех пор, пока индивидуальность не ввели в рамки равного для всех закона. В результате индивидуальность перестала быть основой справедливости, а эгоизм человека довершил дело, воздвигнув индивидуальность как таковую на пьедестал, на котором написано: «Вы должны меня любить и
охранять, потому что я уникален».
К слову, индивидуальность имеет и вторую ценность. Индивидуальность является основой красоты. Именно различность и уникальность, которые образуют некоторую гармонию и ритм, являются залогом красоты. Красота в каком-то смысле является залогом Любви. Разнообразие живой природы гораздо охотнее будит чувство Любви, нежели какая-то единая и аморфная масса. Таким образом, индивидуальность человек служит основой справедливости и красоты, побуждая человека к Любви. И именно в таком контексте, индивидуальность имеет смысл и ценность. И не существует никаких причин, почему мы должны принимать ее высшей ценностью.
Любому здравомыслящему человеку понятно: индивидуальность хороша, важна и ценна, также как ценна человеческая жизнь. Но этот же человек с абсолютной точностью скажет: если в классе с детьми вдруг на пол упадет граната, то взрослый человек, накрывшей ее своей грудью, поступит единственно верно. И дело здесь не в спасении «других индивидуальностей». Здесь работает принцип гораздо более глубокий: «нет больше той Любви, как если кто положит душу свою за други своя».
И именно этот последний принцип - «душу за други своя» - является ценностью гораздо выше и больше, чем любая индивидуальность. Никто в здравом уме не скажет: «жаль, конечно, детей, но этот человек поступил правильно, спася себя и выпрыгнув в окно». И здесь следует сказать главную мысль: принцип жертвенной Любви реализуется только в обществе. Только общество способствует возрастанию человека в Любви вплоть до самой крайней точки - жертвы себя за других.
Общественная и социальная природа человека предрасполагает его к сотрудничеству, взаимодействию, взаимопониманию и взаимопомощи. В человеке есть предрасположенность к солидарности, которую можно понять, как способность разделить с другими бремя их забот, их трудности, болезни и скорби.
Более того ценность цели группы почти всегда выше индивидуальной цели, в противном случае группа просто бы не собралась. И в принципе, достаточно смешно говорить об индивидуализме… в обществе, общество собирается уже потому, что человек социален.
Интересно, что почти двести лет назад в недрах русской философской мысли появилось понятие, которое сейчас почти забыто, но которое прекрасно описывает то, о чем мы хотим сказать. Это понятие «соборности», введенное в обиход А.С. Хомяковым, одним из известнейших славянофилов. И именно принцип соборности, позволяющий человеку совершенствоваться в Любви, мы будем называть следующей Вечностью ценностью.
Соборность означает объединение множества индивидов, которое в итоге образует новое единство. Очевидно, что усилия собора всегда больше усилий одного. Но это не все. На самом деле такое единство куда больше простой суммы его составных частей. Другими словами
общественный организм (взаимосвязанные и взаимодействующие индивиды) смогут сделать
гораздо больше, чем не взаимосвязанные и не взаимодействующие субъекты.
Такое единство предполагает естественную, органическую взаимосвязь (а не внешнюю и
искусственную) людей друг с другом, которые связаны надличностными и
сверхиндивидуальными идеалами и ценностями. Это именно духовное единство.
Кроме единства существует и другой принцип собора - это свобода. Участники собора абсолютно
свободны, но эта свобода, как вы понимаете, противоположная атомистической свободе эгоизма.
Эта свобода от эгоизма, которая была описана выше. Сохранение индивидуальности и свободы
внутри такого единения возможно только в том случае, если единство строится на бескорыстной и
самоотверженной Любви. По-другому духовное единство построить невозможно.
Вся русская история пронизана идеей соборности, начиная с крестьянской общины и церковных
приходов, и заканчивая коллективизмом советской эпохи. Но, к сожалению, развитие
информационных технологий, насаждение массового сознания, западных ценностей и прочее
способствовало во многом размыванию соборных идеалов. Особенно в крупных городах. Я
достаточно хорошо помню, как еще в 90-е годы ребята школьного возраста, которые - увы! -
баловались курением, боялись открыто курить на улице. Не потому что могли встретить
родителей, они боялись попасться на глаза любому взрослому. Потому что любой прохожий, мог
сделать замечание, а то и выволочку. И был бы абсолютно в своем праве. Это касалось не только
табакокурения, но и более мелких проступков. Общественное сознание понимало свою
ответственность за воспитание всех детей, а также влияние такого детского поведения на все
общество. И как же горько видеть современные тенденции (очевидно, подпитываемые эгоизмом и
индивидуализмом), когда молодые семьи в штыки воспринимают любое замечание в адрес
неправильного поведения своих чад.
Следует, наверное, обратить внимание, что лозунг Великой Французской революции - свобода,
равенство, братство, за прошедшие века выродился, так как каждая из его составляющих была
лишена главного - Любви. О свободе и равенстве мы говорили выше. Братство же можно
абсолютно точно понимать, как идею соборности. Франция всегда была национальным
государством, т.е. государством одной нации. Поэтому французское братство следует понимать,
как соборность нации в рамках одной страны. Тем более, что расшифровка понятия братства было
заимствовано из золотого правила морали: не делай другим того, что не хотел бы получить сам.
В противовес этому Россия на протяжении почти всей своей истории была многонациональным
государством. Наше общество всегда находило покой в большой семье (прообразе собора), в
которой каждый на что-то годен. От семьи человеческой, через принятие чужаков, их
ассимиляцию, породнение - в общую семью-страну. Таков принцип. Русский народ всегда
стремился к большой семье, семье народов, а не группе автономных национальностей. И все
народы, населяющие Россию, были и есть братские народы, что перешло после в СССР.
Поэтому современная пропаганда индивидуальности претит русскому духу. Россия начинает
понимать, что ей следует отстаивать не пресловутые «права личности», но права народов и наций.
Ведь именно соборность не раз помогала России побеждать. Простые люди в тылу отдавали
последние деньги на победу. На эти средства строились танки, самолеты и прочее. В годы
Великой Отечественной войны простыми русскими людьми были собраны сотни миллионов
рублей на победу над врагом. И люди несли не только деньги, но теплые вещи, провизию и многое
другое. Именно соборность помогла Минину и Пожарскому собрать ополчение. Поэтому
соборность тесно связана с патриотизмом - чувством ответственности перед предками, отечеством
и Любви к своей Родине.

Патриотизм
Любовь к своей стране свойственна русскому человеку. Еще А.Н. Радищев в XVIII в. сказал, что
Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Россия всегда была полна людей,
любивших свое Отечество и готовых отдать за него жизнь. Благодаря таким людям, мы сейчас
живы. А. Невский, Д. Донской, К. Минин и Д. Пожарский, А. Суворов, М. Кутузов, десятки и
сотни не названных здесь правителей и полководцев, солдат, жертвовавших свои жизни в войнах с
монголо-татарами, турками, поляками, французами, немцами. Десятки миллионов жизней воинов
и мирного населения, отдававших последнее в годы Великой Отечественной войны. И все это под
пристальным взглядом и призывом с плаката: «Родина-мать зовет!».
Кто-то может заметить, что воины шли на войну за своих родных. Это действительно так. Семья,
как было сказано выше, является первой и самой важной ступенью духовного роста и возрастания
Любви в человеке. Известны тысячи примеров, когда человек отдавал жизнь за боевого товарища.
Это следующий шаг на ступенях Любви, продиктованный духом соборности (братства). Почему
же мы должны отказывать людям в Любви к Родине? Как объяснить никому не известных героев,
которые были и будут во все времена, но которые клали свои жизни за Родину, возможно даже
вдали от нее? Практически в любом веке можно найти историю о человеке, который отдал свою
жизнь на служение Родине, будучи шпионом или разведчиком в другой стране. Чем продиктовано
их самоотречение? Почему человек не может Любить своих соотечественников? Мы говорим -
может. И это Вечная ценность.
Патриотизм - это общенациональная солидарность, сила, связующая народ, обеспечивающая
единство нации, ее целостность и жизнеспособность. При этом патриотизм есть абсолютно
необходимая характеристика человека, мотивирующая его трудиться и служить не только на благо
семьи и родственников, но на благо всей страны. Если человек - Патриот, ему не нужны законы и
ограничения. Он не будет воровать у государства и других людей. Ему даже не нужны другие
стимулы. Он будет мотивирован трудиться гораздо больше, чем любой человек с зарплатой с
шестью нулями. Пример всем известен - это врачи и учителя, люди, делающие свое дело, потому
что никто больше не может его делать. «Кто, если не мы?»
Вообще материальное благополучие никогда не было и никогда не будет стимулом к патриотизму.
Как только материальный стимул становится главенствующим, человек перестает быть
патриотом. Его родина становится там, где ему больше платят. В этой связи показателен
печальный пример многих соотечественников, которые «мечтают» уехать за границу. Очевидно,
что они хотят «не жить там, а проживать». Это поведение экономического человека, человека
который продается. Его можно соблазнить большой зарплатой, теплой погодой, хорошим
здравоохранением и прочим. Заметьте, что любой из этих факторов не будет «социально
одобряемым» для ухода из семьи (нельзя сказать, что я пойду в другую семью, потому что там
больше совокупный доход или родители оставят большое наследство). Лукавством современного
мира является подмена понятий. Родина из семьи братских народов и людей становится просто
«местожительством», а значит ее можно сменить. Адекватный человек понимает. Патриотизм -
это Любовь к людям, населяющим и населявшим страну, а Любовь не может быть
«замотивирована» деньгами и хорошей погодой.
Важнейшими составляющими патриотизма является знание и Любовь к культуре своей страны, ее
истории и языку. Именно эти три составляющие являются духовным богатством, которое было
накоплено сотнями поколениями наших предков. Никакое материальное богатство с этим не
сравнится. Наоборот, материальное богатство есть производная от мощной культуры. Это
известно современной науке (социологии, политологии и т.д.). Геополитики, не скрывая,
свидетельствуют, что именно сильная и привлекательная духовная культура выводит страну на
мировую арену. Культура страны привлекает другие народы. Русская культура, основанная на
свободе, справедливости, Любви и соборности всегда была тем стержнем, вокруг которого
собирались и собираются братские народы, разделяющие эти ценности.
Русская история полна выдающихся людей и знаменательных событий. Совершенно неверно
пытаться воспитать патриотизм только на героических подвигах солдат и офицеров. Эти примеры
и образы понятны, они воодушевляют своей жертвенностью, ведь именно на войне человек отдает
главное, что у него есть - свою жизнь. Но Россия всегда была богата людьми, которые служили ей
на других поприщах и которые прославили ее в веках. Здесь рождались великие ученые и
изобретатели, делавшие открытия во всех областях научного знания: химии, физике, математике,
биологии, астрономии и космонавтике, психологии и социологии. Россия является родиной
великих святых, богословов и философов. Русское искусство известно всему миру артистами
балета, театра и кино, поэтами, музыкантами, композиторами и дирижерами, хорами, ансамблями
и певцами (эстрады, оперы и т.д.). Это родина архитекторов и художников, писателей и врачей,
спортсменов и еще многих выдающихся людей, которые ковали Великую русскую культуру и
сделали огромный вклад в общечеловеческое развитие.
Русский язык по праву считается одним из самых выразительных и красивых языков. Любовь к
языку также важна, как Любовь к своей истории. Язык - это то, что связывает народ воедино. Это
способ выражения народного самосознания. И нам следует сказать огромное спасибо всем людям,
вложившим свою душу в формирование нашего великого и могучего русского языка. На ум,
конечно, сразу приходят два имени - это А. Пушкин и В. Даль. Эти люди жили в одно время и
были хорошо знакомы. В. Даль находился у постели умирающего Пушкина. И именно Владимир
Даль, датчанин по крови, на протяжении почти всей своей жизни скрупулезно искал и собирал по
крупице богатство нашего с вами языка, создав «Толковый словарь живого великорусского
языка». Этот датчанин по крови, но русский по духу человек, беззаветно Любил русский язык, в то
время, как элита того времени сплошь говорила по-французски...
Знание истории, культуры и языка, а также безусловная Любовь к своей Родине, неминуемо
приводит нас к одной мысли, которая уже высказывалась до нас, и будет высказываться после нас.
В этой мысли мы убеждены абсолютно точно и будем придерживаться ее до конца. Россия не
является Европой (Западом), как не является она и Востоком. Россия родилась из уникального
симбиоза славянских племен, подкрепленного вливанием варяжской крови. Эта древняя
целостность получила мощнейший культурный заряд Византийской империи. Именно отсюда
Россия берет свои «восточные корни» на все последующие века. Затем были столетия
сосуществования и взаимного проникновения, этногенеза (в терминах Л. Гумилева) Леса и Степи.
На протяжении столетий были попытки привить России западные ценности, которые никогда до
конца не были приняты. Россия была и остается единственной православной империей, Третьим
Римом. Русская культура имеет много общего с западной культурой, но Россия не является
Западом в полном смысле этого слова. Но Россия не является и Востоком, хотя опыт коммунизма
показал, что у нас есть много общих ценностей и идеалов. Россия обладает многими чертами этих
полюсов, но не является ими. Россия развивалась и эволюционировала, начиная с разрозненных
племен, через Киевскую Русь, Московское царство и Российскую империю к Советскому союзу и
Российской Федерации. Славянские корни, особый язык, многонациональность и настоящая (не
искусственная) терпимость (Любовь) между народами и нациями, опора на православные
традицию и Веру при полноправном участии других религий и конфессий, сложная историческая
судьба, непрекращающиеся конфликты и непонимание западного мира, непринятие многих
западных ценностей и выработка своей особой, ни на что не похожей русской культуры, которой
можно гордиться. Все это укрепляет нас в мнении, что Россия и все народы, которые считают нас
своими братьями, являются одним культурно-историческим целым, которую мы называем -
Русская цивилизация.
Такое мироощущение является для нас абсолютно логичным, правильным и последовательным.
Именно такое видение мира мы предлагаем отстаивать. Это мировоззрение питается нашей
Любовью к своей стране, ее истории и культуре.
Если вернуться к разговору о Вечных ценностях, то следует сделать заключение. Абсолютно
точно, что Любовью к родине все не заканчивается. Человек призван Любить всех людей на земле.
Но также совершенно очевидно, что мы не в состоянии Любить (в полном смысле этого слова)
даже на первой ступени - в семье. Поэтому чтобы не впасть в лукавство и космополитизм, мы
говорим, да - нужно любить всех, но сначала нужно в полной мере полюбить семью, земляков и
соотечественников. Так, чтобы вы могли отдать ради них все, даже самого себя.

Простые русские люди

Любовь

Previous post Next post
Up