Jan 21, 2014 22:06
«Отвещав же Иисус рече к нему: остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Тогда остави его» (Мф. 3:15).
Толкование свв. отцов:
"Смотри же, как Иисус, убеждает Иоанна тем самым, чем он особенно затруднялся: не сказал, что того требует справедливость, но: тако подобает (так прилично). Тогда как Иоанн почитал весьма неприличным для Него принять крещение от раба, Он напротив, указывает ему на полное приличие этого, как бы говоря: не потому ли ты уклоняешься и отрекаешься от этого, что находишь это неприличным? Напротив, это весьма прилично, и потому оставь это. И не просто сказал: остави, но присовокупил: ныне. Не всегда будет это, говорит Он; напротив, ты увидишь Меня и в том состоянии, в каком желаешь видеть, а теперь пока ожидай его. Далее, Христос показывает и то, почему это прилично. Почему же это прилично? Потому, что нам надлежит исполнить весь закон, - что и означил Он словами: всяку правду, - так как правда есть исполнение заповедей. Так как мы, говорится, исполнили уже все другие заповеди, и остается только одно это, то должно присовокупить и это. Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона; потому должен прежде сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения, и таким образом прекратить действие закона. Итак, Мне надлежит исполнить весь закон, потому что Я должен разрешить проклятие, написанное против вас в законе. Для того-то Я и принял плоть, и пришел в мир" (свт. Иоанн Златоуст).
"Правдивый Судия, предоставляя всякому времени то, что ему прилично, сказал Иоанну, отказывавшемуся Его крестить: "оставь теперь". Поскольку Иоанн, чествуя Его как Владыку, не осмеливался коснуться Божественной главы, то сказано ему: "оставь теперь", - то есть теперь время обнищания, теперь место снисхождению, по которому воспринял Я на Себя человека и принимаю Крещение, чтобы его соделать чистым от преступления. Теперь требуется не власть Владычняя, но рабское уничижение: остави ныне исполниться милосердию, чтобы не было препятствия к спасению человеков. Тако бо подобает нам исполнити всяку правду. А дело правды - бесстрастно принявшему на Себя человеческие немощи принять за людей и Крещение, чтобы загладить их грех и в знамение их во Мне неистления" (прп. Исидор Пелусиот).
"Перестань теперь снимать покровы с Моей непогрешимости и Божества, не время теперь для этого, но Я крещусь от тебя согласно Домостроительству. Как ради людей Я стал человеком, чтобы, как человек, поразить угнетающего их дьявола, - так ради людей Я крещусь, как они, чтобы в водах погребсти нечистоту долженствующих возродиться водою и Духом. Вместе с тем Я делаю это по Домостроительству, чтобы чрез крещение явиться народу.
Так прилично мне исполнить всякую Божественную заповедь, потому что под правдою разумеется здесь заповедь Божия. Все, говорит, заповеди, какие предписал Закон, Я исполнил; остается только одна, именно чтобы Я крестился. Тако подобает исполнити всяку правду, разумеется чрез крещение, чтобы, как ветхий Адам не исполнил одной заповеди, так Я, новый Адам, исполнил за него все, устроил его будущность и освободил Своих последователей от того осуждения, которому тот подверг всех, происходящих от него. Заповедью Божиею было и крещение Иоанна, потому что он говорит: Пославый мя крестити водою, Той мне рече и т.д. (Ин. 1, 33)" (монах Евфимий Зигабен).
----------------------------------------------------------------
Если я правильно понял святоотеческую мысль, то Крещение Господа предуказывало на Его Голгофскую Искупительную Жертву и Воскресение?
Богословие,
Святые отцы,
Бог,
Писание