Идеология без теории, возрождение без воцерковления

Jan 24, 2012 18:33

Итак, моё мнение о монографии Центра проблемного анализа «Новый макет Конституции России».
Сразу хотел бы сказать, что это не «Конституция Путина», как её уже успели прозвать особо ретивые комментаторы. Тот факт, что Центр курирует Якунин, человек команды Путина, не гарантирует любому его продукту официального статуса и поддержки российской власти. На самом деле, речь идёт об одной из версий возможной новой Конституции, которую вырабатывали в одном из новых мозговых центров российского государства. Собственно, это обычная практика всех серьёзных стран. Если мы не знаем о других версиях Конституции, это не значит, что их нет в природе.
Скорее всего, окончательный вариант новой Конституции, который предложат народу после «возвращения» Путина, будет некоей сборной моделью из самых лучших вариантов. И совсем не исключено, что некоторые предложения из этого варианта туда попадут.

Второй момент. Противникам «Макета новой Конституции» по понятным причинам захотелось принизить значительность и авторитетность этой работы и отдельных её статей. Но это вряд ли удастся, так как её авторы отнеслись к задаче очень ответственно и потратили около пяти лет на анализ десятков других конституций и на выработку собственной. То есть любое предложение в этом макете имеет свою аргументацию и его нельзя просто так отбросить, сославшись на несерьёзность и странность. Как минимум, необходимо задуматься о каждом таком предложении, как максимум - понять его внутреннюю логику и соответствие сложившейся ситуации в России.

И третий момент. Трудно переоценить сам факт подобного труда. В современной России, где уровень публичной мысли снизился до небывалых «высот», где главные проблемы забалтываются в мути бытовухи и интеллектуального мусора, где больше задают вопросов, чем отвечают на них или отвечают примитивными и опасными ответами, где каждый мнит себя специалистом, ткнув пару раз в Википедию,- в такой смысловой пустыне столь масштабный и глубокий труд с конкретными предложениями по обустройству страны - это как глоток чистой воды. Думающему человеку, заботящемуся о будущем своего народа и своих детей, пренебрегать этим глотком смерти подобно. Именно поэтому я с таким огромным воодушевлением потратил на неё около месяца. И теперь могу сказать, что в общем и целом это та Конституция, за которую (после определённой её проработки и желательных улучшений в некоторых местах, в частности, в статье про земельную собственность) я готов проголосовать с огромным удовольствием. И за которую я готов бороться на полном серьёзе.

Далее я выскажусь только об основополагающем аспекте этой Конституции, о стратегическом, краеугольном и фундаментальном, о том, что нас всех более всего волнует и что мы так и не можем решить. Речь об  идеологии, взаимоотношениях государства и религии, о Палате высших ценностей и самих высших ценностях.
Если же появятся вопросы по другим аспектам, обсудим их отдельно.

Идеология без теории, возрождение без воцерковления

Следует ли объяснять, что это краеугольный камень всех наших проблем, этакий стопор русского мира, не позволяющий ему двигаться и развиваться? Следует ли повторять, что здесь многое разбито, сломлено, разрушено, перепутано и решить его в одночасье невозможно? И что крайними мерами, ортодоксальным православием или социализмом, или каким-то новым эфемерным теоретическим учением этого не исправишь, а только ещё более  запутаешь.
Не секрет, что одной из главных проблем современности является необходимость выбора того, на чём строить возрождение русского мира. Другими словами, фундамента нашего бытия. Те, кто предлагают сделать фундаментом исключительно русскую православную церковь, наталкиваются на неприязнь огромного количества не только убеждённых атеистов и агностиков, но и людей верующих, однако не желающих воцерковления их жизни.  А также  - около 10% граждан России, исповедующих ислам, многие из которых составляют доминирующую силу в отдельных важных регионах, таких как Татарстан и Северный Кавказ.

На данный момент очевидно, что строить российское государство только на основе РПЦ - это нереально. Как и на основе религии как таковой. Прискорбный факт, но в XXI веке мы в подражании западному миру зашли так далеко, что теперь уже категорически невозможно вернуться к духовным истокам в одночасье, а любое жёсткое принуждение к этому породит только ещё большее отторжение. Давно известно: строить гораздо труднее, чем разрушать.

Другая крайность (гораздо более вредная) - это убеждённость в том, что Россию спасёт некая новая социально-политическая теория, придуманная идеология. Но года проходят, а ничего подобного не видно даже на горизонте. Более того, даже некогда «великие учения» вырождаются в нечто настолько примитивное и озлобленное, что многие думающие люди впадают в отчаяние.
Однако русский народ как никто другой должен был бы уже понять, что никакие теории, даже самые умные и порядочные, не могут привести ни к чему хорошему. Потому как любая теория, любая научная система взглядов объясняет Божий мир однобоко и половинчато, как бы она ни хотела того избежать. Причина в том, что теория изначально исходит из доминирования какого-то одного аспекта (власти денег, равенства, свободы, материального и т.д.) над всеми остальными. А это уже автоматически несёт в себе перекос в какую-то одну сторону, уход от баланса сил. Никакая земная теория не способна улучшить мир, но только ухудшить его, запутать, разбалансировать.
В этом смысле стоит прислушаться к позиции православной церкви, озвученной Патриархом Кириллом: «И не нужно иметь никаких политических программ, чтобы почувствовать сердцем эту Божию правду там, где совесть тебя укоряет: если ты не делаешь, значит идешь против Божией правды».

Мы вот уже как 20 лет находимся в мировоззренческом тупике. И кажется, что выхода никакого нет. Но выход есть, просто его мало кто видит, поскольку решение находится на поверхности.

Авторам макета новой Конституции удалось обойти все крайности и тупики, взять и собрать всё самое важное в огромной и великой истории русского мира, его традициях, и склеить мозаику нашего разбитого самосознания в более-менее подобающее целое.

Делается это с помощью хитрого «финта ушами». С одной стороны, религиозный официоз по-прежнему отодвигается на расстояние и гражданину не предлагается воцерковление, а с другой - объявляется, что государство строится на основе высших ценностей, которые в совокупности своей фактически являются сутью православия и всего традиционного русского мира.
Ответственность за судьбы мира и человечество, всеобщее благо, забота друг о друге, единство, дружба и братство всех народов России, служение государства народу, неприятие любой дискриминации, справедливость, коллективность, взаимопощь, сочетание традиционности и прогресса, альтруизм и сопереживание, честь, совесть и нравственность, нестяжательство - проговаривая все эти слова, вам не кажется, что вы попали в церковь на проповедь?

Кто из вменяемых русских людей, не повреждённых «детской болезнью левизны», будет спорить с этими ценностями? Кто не примет их в качестве руководства к действию и обустройству жизни. Получается, что авторы макета нашли именно то, что нас объединяет, а это самое важное на данный момент. Конечно, кого-то не устроит отсутствие Церкви в государственном строительстве и отсутствие русской православной веры в тексте Конституции, кого-то наоборот испугает излишняя традиционность в требованиях к личности, ущемляющая их «свободу и независимость». Но большинство пойдёт за этими ценностями, тут сомнений быть не может. И на данном историческом этапе подобная Конституция будет огромным прорывом и выходом из тупика. А уже лет через 30-40-50, когда мы наконец склеим осколки своего сознания и станем единым целым, можно уже будет реально задуматься и о полном воссоединении веры, народа, государства и церкви.

Пока же государственное обустройство на основе общих высших ценностей или на основе «гражданского православия», как в своё время назвал это Виталий Третьяков, есть единственный адекватный времени и обладающий потенциалом объединения выход из цивилизационного тупика русского мира.

Что касается Высшей палаты ценностей, то я не уверен в её необходимости, по крайней мере, с такими огромными полномочиями. Ибо это решение действительно может породить некое подобие жречества. Тут вопрос спорный и требующий озвучивания авторами проекта своих аргументов, на основе которых они выдвинули свои предложения. На мой взгляд, вполне достаточно либо придать Палате консультативный и контрольный характер, либо возложить ответственность за соблюдение обществом и гражданами высших ценностей другим классическим структурам - тому же Конституционному суду.

Знаю, у многих возникает вопрос, как можно построить государственную идеологию на основе таких общих и неконкретных ценностей, без чётко выстроенной теории, понятийного аппарата и прочего. Отвечаю: можно и, более того, именно так и нужно.
О вреде социально-политических теорий уже упоминал, но ещё могу добавить следующее: обратите внимание! - как правило, мощные и всемирные социально-политические теории зарождаются и присущи Западу, который, отказавшись от Бога, использует эти теории как оружие в процессе постоянного заполнения ойкумены своей цивилизацией, как некие программы, программирующие сознание  человека в рамках двоичной системы, где есть только 0 и 1, бит и байт. Эти теории-программы призваны разрушать традиционный гармоничный взгляд человека на мир и подменять его собой.

Чтобы бороться с подобными теориями (будь то либерализм, марксизм, анархизм, национализм, протестантство, консерватизм), бесполезно придумывать противоположные контр-теории. Это-то как раз только им на руку, поскольку переводит разговор о насущном и великом в некое искусственное противостояние понятий, терминов, определений и противоречивых словосочетаний; идеологические сражения и диспуты топят в море лжи и крови самое главное - понимание того, что истина не в понятиях и не в господстве какого-то класса, а в том, чтобы жить по совести, по закону Божьему.
Единственное, что способно противостоять разрушительным программам-теориям, - это жизнь по заповедям, согласно традиционным христианским высшим ценностям, которым пытались следовать праотцы и которым должны следовать все потомки. Самая искусная и красивая теория о том, как нам правильно обустроить Россию, пасует перед высшими ценностями, если они живут в сердцах людей и ими руководствуются при принятии ответственных решений.
- Предлагаете свято чтить частную собственность? - А как же наша традиционная высшая ценность коллективности и соборности? Как может быть святыми личные интересы, если у нас издавна святы именно общие интересы?
- Призываете насильно всё отнять и поделить? - А как же единение, сопереживание, взаимопомощь, человеколюбие и неприятие насилия, согласно которым наши предки жили сотни лет до 20 века?
- Россия для русских? - А как же вековые дедовские традиции равноправной жизни каждого человека на Руси? Всех народов, народностей, братьев и сестёр. Куда прикажете деться той всемирной русской отзывчивости, видящей в каждом порядочном человеке русского? Уже не говоря о том, как вы определите русских по крови и куда деваться русскому татарину?

Эти наши исконные ценности способны не только побеждать идеологии и теории, но и помогать при выборе единственно правильного решения в самых сложных ситуациях. К примеру, тому же Сталину не пришлось бы прибегать к идеологически выверенным заявлениям про «раскулачивание буржуйских элементов в селе» (одна эта бесчеловечная формулировка автоматически вызывала гнев не только у зажиточных, но и у большинства крестьян, поскольку предлог был неискренен и надуман). Ему достаточно было бы призвать крестьян к сопереживанию своим голодающим гражданам и помощи им, и если бы те не послушались, обвинить их в несоблюдении высших ценностей русского мира - после чего всенародная поддержка была б обеспечена.
Ровно такой же метод (органичный русскому сознанию) можно применить и к тем самым олигархам, которые не захотят тратить свои «честно заработанные» деньги на развитие производства, поддержку неимущих, на общественные нужды. И никакого классового антагонизма, а только общенародные интересы.

Повторюсь: русский мир должен наконец-то прекратить попытки объяснить мироздание красивыми теориями и вспомнить о своих простых истинах. Хватит! В 20м столетии от марксизма-большевизма (в 1917г.) и либерализма (в 1991г.) мы потеряли десятки миллионов лучших людей, и больше не имеем никакого права на идеологические эксперименты. На игнорирование сущности русского мира.

РМ

Церковь, Конституция, высшие ценности, вера, Россия

Previous post Next post
Up