Петра Толстого обвинили в антисемитизме за
фразу, в которой ни слова про евреев, но есть формулировка про революционеров "из-за черты оседлости". И очень важное добавление про их правнуков, которые "работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, - продолжают дело своих дедушек и прадедушек».
И этим он вскрыл почему-то очень болезненную правду для российского еврейства, и болезненная только для него. Правда это двусоставная. Первое - действительно среди лидеров революционных групп (большевистских, и не только) было очень много евреев, выходцев из местечек за чертой оседлости. Это факт очевидный, хотя и замалчиваемый и не педалируемый. Тем не менее об этом много написано, а добросовестные авторы взяли данные из Большой еврейской энциклопедии, авторы которой не посчитали эти факты антисемитизмом. На неё же опирался и Солженицын в книге
"200 лет вместе", где он дотошно исследовал роль евреев в том числе и в Великой революции и поимённо назвал всех видных участников. И очевидно, что их роль огромна - это объективно. Уж Солженицына-то не обвинишь в антисемитизме.
В качестве объяснений этого феномена мне ближе всего точка зрения Вадима Кожинова, который так же привёл немало свидетельств непропорционально большого участия евреев среди руководителей революционных движений: в процессе разрушения на первой стадии революции на лидерские позиции выходят те, кому менее жалко национальных традиций и укладов этого народа, в данном случае это были евреи, латыши и прочие малые народы Российской империи. Это не оправдание преступлений революционеров-евреев, но понимание того, почему так произошло. В конце концов, в крушении Империи виноваты не евреи, это общая вина и судьба народа Российской империи, и среди великороссов хватало немало разрушителей, которые сбивали кресты, расстреливали дворян и уничтожали государственность. Евреи только активно помогали, но немало из них затем активно строили Советскую империю, окончательно обрусев.
Вторая часть правды заключается в том, что действительно среди современных оппозиционеров-либералов немало правнуков "коммисаров в пыльных шлемах". Так, мне как-то приходилось рассказывать про
родословную братьев Дзядко, в три голоса ведущих борьбу с кремлёвским режимом: их прадед по маминой линии - Цви Самойлович Фридлянд - был видным видным революционным деятелем, начинавшим в еврейской национал-сионистской организации "Поайлей Цион"; дед братьев Дзядко - Феликс Григорьевич Светов-Фридлянд - диссидентом и членом ПЕН-клуба, а мать - Зоя Светлова - известная неполживая журналистка, автор "The New Times". И таких примеров немало. Самый яркий из них:
дед главреда "Эха Москвы" Венедиктова служил в НКВД и организовывал заградотряды. Понятно, что внук за деда не в ответе, как и наоборот, да и сам факт участия в Революции не говорит сразу о том, что человек плохой, но нельзя не заметить, как радикализм современных оппозиционеров-либералов похож на революционные замашки их прямых предков.
И Пётр Толстой трижды прав, когда говорит, что некоторые из потомков тех революционеров делают то же разрушительное дело, как их деды-прадеды. Но если большевики хотя бы взвалили на себя бремя власти и в итоге удержали страну от пропасти, пусть и жесточайшими методами, то современные западники ведь не способны на это, а грезят только тем, как бы продаться Западу побыстрее и продать Россию. Вот и весь их революционный замысел.
Еврейского вопроса как особенного и болезненного для русских не существует, поскольку история всё расставила по своим местам: и еврейские революционеры, и еврейские олигархи суть лишь следствие болезней самого русского мира. Когда в России наведён пусть относительный порядок, то нет и таких перекосов. Болезненным же он по-прежнему является для еврейских организаций, судя по их реакции, и это как раз беспокоит: еврейские активисты так тщательно высматривают везде антисемитизм, что видят его даже в слове "еврей", а в случае с Петром Толстым, даже без этого слова - и вот такие перекосы вполне могут вызвать в России нехорошее отношение к еврейским организациям.
РМ