Чем больше читаю про "Бони и Клайда из-под Пскова", тем больше встречаю слов о том, какие ребята молодцы, честные и не понятые, исстрадавшиеся, а всё вокруг них неправильное - страна, общество, ужасные родители, учителя, менты, компьютерные игры, массовая культура... Нет, конечно, культ насилия повсюду в СМИ и деградация массового сознания - это действительно беда, и в общем, даже странно, сколько много встречается духовно здоровых молодых людей в современном обществе. По идее, все должны давно превратиться в зомби с тыквами вместо голов и червяками вместо сердца. Но нет, немало встречается в нынешней России светлых голов и прекрасных сердец - внутреннее сопротивление русской культуры огромно.
Однако восхищённое отношение к потенциальным убийцам и самоубийцам 15 лет - это же тот же самый культ насилия и разрушения. Читаешь
Наталью Холмогорову во Взгляде, или
Платона Беседина в Снобе, или, как ни отвратно, псковского двойника Просвирнина в
СиПе, упивающегося "Выбором Бони и Клайда", и недоумеваешь: нас что, пытаются убедить, что такие прекрасные ребята правильно сделали, потому что такой ужасный мир вокруг? Что исключительно мы все вот вместе виноваты, что двум почти совершеннолетним людям захотелось вседозволенности? Эй, писатели-публицисты, да вы там с ума посходили что ли в погоне за оригинальностью? Вы там что-то потом про Мизулину будете шутить?
Речь идёт, напомню, о потенциальных убийцах, которые шмаляли направо-налево, по ни в чём не виноватому полицейскому, ранили мать девочки, бухали и вели трансляцию в инете, чтобы было не скучно - без всякого объяснения помимо избиения девочки, недоказанного, к слову. Согласен, видимо, в отношениях ребят и родителей были серьёзные и зашедшие в тупик проблемы; да, в подростковом возрасте действительно каждая проблема кажется непреодолимым и смертельным препятствием; да, виноваты отчасти все - и родители, и учителя, и окружающие, и полицейские, среди которых не оказалось психолога с матюгальником. И компьютерные игры, и массовая культура, поехавшая на насилии, и компьютерные игры, и виртуализация мира, когда делаешь всё напоказ ради лайков. Тысячу раз да.
Но - чёрт возьми! - главные виновные всё же сами ребята. Они встали на сторону насилия. Они взяли оружие. Они, уже не будучи детьми младшего возраста и способные мыслить, ни черта ни о чём не думают, кроме того, как им плохо. Это эгоизм в своём гипертрофированном и преступном виде, убийственный инфантилизм: смотрите, как мне плохо, я вас сейчас порешу всех и потом себя. Ха-ха, смотрите, я курю и пью перед смерью! Ха-ха, смотрите, менты испугались! И тут же - чёрт, что же я наделал! Ну да ладно, давай теперь сами убьёмся...
А затем публицисты напишут, как ужасный мир убил прекрасных ребят. И расскажут другим подросткам, что так нормально и даже красиво поступать, если у тебя проблемы: вот мне очень плохо стало на душе, давай-ка я пойду взломаю дом чей-то и буду шмалять оттуда по прохожим. А если им не понравиться, включим интернет и по Перископу расскажем, какие у меня проблемы. И все сразу обвинят окружающий мир и известную со школьной литературы "среду, которая заела".
Смотрю в эти светлые лица, ту трансляцию из-под Пскова и понимаю, что мне жаль их, да, очень жаль. Но как преступников, а не героев, не понятых окружающим миром, и не безвинные души, исковерканные масс-медиа. Они - преступники, а значит виноватые и согрешившие души, жалость и любовь к которым прекрасно передана Достоевским. Вот только нет в России сейчас такого.
РМ