Алексей Алексеевич Брусилов - идеальная кандидатура для памятника-символа, связывающего страницы истории России между революцией. Офицер царской армии, прославившийся в Первой мировой, он стал офицером Красной армии и всегда пытался ориентироваться на интересы российского государства и русского народа.
Известны его
следующие высказывания:
"В самом начале революции я твердо решил не отделяться от солдат и оставаться в армии, пока она будет существовать или же пока меня не сменят. Позднее я говорил всем, что считаю долгом каждого гражданина не бросать своего народа и житье ним, чего бы это ни стоило".
"Раз пр-во вступило в решит. борьбу с большевизмом, то оно должно покончить и с гнездом большевизма Кронштадтом. Кронштадтскому гарнизону должно быть предъявлено требование полного подчинения пр-ву. и разоружения... и, в случае неисполнения требований... необходимо... бомбардировать Кронштадт..."
Но при этом Брусилов отказался поехать на Дон и примкнуть к Алексееву, Дутову и Каледину. Ему, как монархисту и верующему, было нелегко принять новую власть, но он был убежден в необходимости всего происшедшего. Даже краткий арест ВЧК в 1918 не отвратил его от большевиков. Единственный его сын Алексей, служивший в Красной кавалерии, был взят в плен белыми и расстрелян. В 1920-м Брусилов стал служить в Красной Армии: руководил кавалерийской допризывной подготовкой, был инспектором кавалерии; с 1924 выполнял особо важные поручения при РВС СССР.
Он был живым эмоциональным человеком и в столь непростое время, когда политические расклады и реальность менялась с калейдоскопической скоростью, пытался действовать по совести. Но именно поэтому его личность как полководца русской и советской армии способна показать преемственность отечественной истории в сложнейшем XX веке.
РМ