День Победы в маленьком селе - когда на экране мелькают города и веси огромной Родины - проживается как-то по-особенному тепло и вдумчиво. Все же правильно - это прежде всего, день скорби и воспоминаний, а в последнее время еще и грозных предчувствий. Сельчане отмечают 9 мая в перерыве между работой на земле, но оттого этот праздник еще более чистый и торжественный. На черноте покрывающегося зеленью чернозема белоснежные фартучки и рубашки школьников, выстроившихся у местного памятника погибшим на войне сельчанам, выглядят не менее торжественно, чем главный парад на Красной площади. Дети и взрослые говорят волнительно, прочувственно и коротко. От этой лаконичности празднества, без витиеватостей и пышности (хотя для скромной сельской жизни оформление более чем роскошное), как-то особенно проникновенно впадает в душу каждое слово. Самые простые слова - "спасибо за мирное небо, "освободили пол-Европы", "павшие как часовые", "будем помнить всегда".
И каждый раз утверждаешься в мысли - это не для ветеранов праздник (в селе осталась одна бабушка-участница), а для нас, взрослых современников, и особенно для детей и юношей. Вот чтобы хотя бы раз в год мальчик или девочка выучили этот стих и задумались - о Родине, о жертвах предков, о невозможности предать их память. С таким вот серьезными лицами, с таким почетом, как это происходит 9 мая.
Бессмертный полк - конечно, уникальное действо. Священное. И первое такое в постсоветское время. Настоящее проявление единства русского народа. Ненавязчивое и между тем масштабное и грозное для врагов. Бессмертный полк как развитие георгиевской ленты прокатился по всему русскому миру, отголоски которого, вдруг, оказалось, слышны и в Нью-Йорке, и в Европе, и в Прибалтике, и - вот особенная новость - на Украине.
Пять тысяч жителей Киева, вышедших с георгиевскими лентами и флагами Победы - символов, откровенно враждебных нынешней власти Украины, это уже серьезный признак формирующегося поворота в массовом сознании людей. В Киеве, осквернившим себя майданом, вдруг проявился тот самый город-герой, в котором люди не боялись ненавидеть и бить нацистскую сволочь. Нынешние прозападные нацики шипели, но ничего не могли поделать с такой толпой. В это уже мало кто верил, многие предлагали проклясть Киев и всех его жителей, разочаровались в его жителях и решили, что там не осталось русских людей. Звучали призывы - вычеркнуть их из русского мира, не возлагать цветы у этого города на Аллее славы городов-героев. Но не произошло этого - в России верили и верят в русских Киева, и они себя проявили.
А ведь это только тысячи, не миллионы... Но чувствуется, что вопреки всему - пропагандистскому давлению свидомизма и фундаментальному манкуртству части жителей Украины - в миллионах возрождается Память. О себе как о части единого народа, которому смертельно предавать это единство ради посулов Запада. И толчок этой памяти дал Бессмертный полк - то есть те же самые наши павшие как часовые.
Которым посвящали стихи нарядные сельские школьники под майский перелив птиц.
РМ