Реакция на экономические передряги разных людей чрезвычайно показательна. Она много говорит о человеке. Причём есть несколько уровней или стадий такой реакции. Общее восприятие на падение уровня жизни, безусловно, негативное - мол, эхма, невесело всё это. Но дальше идут отличия в оценке и выводах.
Человек экономический, то есть зацикленный исключительно на ценниках и прибыли, приходит в панику и начинает искать виновных. Как поклонник западного капитализма, он резко отметает фактор спекулятивной атаки долларовой системы США на российскую экономику, и видит во всём вину глупого российского руководства. В "жирные" времена его не особо волновало это руководство и "эта страна", но сейчас его злит всё в российской действительности. Он чувствует себя преданным.
Человек, ностальгирующий по советской системе как идеальной, находит в кризисе очередное доказательство своей правоты и требует полного отказа от рынка и либерализма, разрыва с внешним миром, перехода к сталинской мобилизационной модели, не считаясь с тем, что ни особенности нынешнего времени, ни внешние условия, ни состояние страны не соотносятся с их требованиями. Этакий уход в полное отрицание реальности посредством мечты "хочу в СССР 2.0" является способом защиты от непонимания происходящих процессов.
В зависимости от степени радикализма такие люди выбирают либо ворчание на кухне / в интернете, либо призывы к свержению продажной власти, к народной революции и насильственного перераспределения собственности под видом деприватизации. Позиционируя себя противниками капиталистов-либералов, революционеры-социалисты, на самом деле, являются такими же материалистами, поскольку решения всех бед видят в перераспределении собственности и принятии неких идеальных экономических решений.
Человек, верующий или воспринимающий мир духовно, видит в экономическом кризисе посланные свыше испытания и пытается разобраться в ситуации, не спеша обвинять ни власть как таковую, ни конкретных людей или абстрактные экономические законы. Видя мировую историю как противостояние полярных начал, в духовном измерении, он не ищет выхода исключительно в экономике и понимает возникшие проблемы в комклексе, во всей их сложности. Его обвинения в сторону Запада не сводятся к частностям типа обрушения цен на нефть или санкций, но в целом в распространении образа жизни, построенного на преклонении перед "золотым тельцом". Потому он и не ждёт никаких послаблений от Запада и до конца верит в Россию и собственные силы русского народа.
В поведении человека верующего нет тупой покорности, как это кажется материалистам и атеистам, но есть глубокое понимание не только сиюминутной ситуации, а всего хода истории, а отсюда следуют не радикальность, неспешность и последовательность. При этом своей внешней не радикальностью он прикрывает внутреннюю принципиальность, нежелание прогибаться под принуждения внешних сил, разносчиков демократии. Такие люди при всей критике руководства России и лично Путина тем не менее видят его истинную мотивацию, а потому верят и поддерживают главные решения, как бы они ни казались им, на первый взгляд, непонятными.
Кроме того, в современном мире с его виртуальной мозаичной реальностью сформировалось большое количество людей мечущихся и прыгающих от одного мнения к другому. Собственно, таких людей всегда было немало, но компьютеризация и интернет сделали их громкой силой, которая способна увлечься любым сильным заголовком и сначала кричать о том, что виноват Путин, а потом - что виноват Обама. В период глобальных изменений, когда будущее всё менее понятно, они готовы примкнуть к тем, кто выглядит увереннее.
РМ