Шашечки или ехать. О соотношении технологий и военной силы

Oct 15, 2015 15:50



Интернет-омбудсмен при президенте РФ Дмитрий Мариничев на встрече с российскими учёными в Общественной палате откровенно высказал очень интересную мысль-вопрос - возможное ли реальное технологическое преимущество без довлеющей военной силы?

Газета "Коммерсант" по привычке процитировала слова, совершенно не поняв их значения (когда дело заходит не о деньгах и чистогане "Коммерс" туп как пробка). Но сами цитаты, как выяснилось, всё же верны. Вот что сказал Дмитрий Мариничев:

- "Сегодня в технологиях по всему рынку монопольное право имеют Соединенные Штаты. США дают разным странам технологии, как детский конструктор. И все остальные страны начинают соревноваться - кто лучше соберет машинку, кто самолет. Базовые, ключевые элементы в каждом китайском изделии контролируются США"

- "Что-либо сделать или импортозаместить только в рамках нашей страны невозможно У нас очень маленький рынок, просто песочница, аквариум по сравнению с мировым океаном". По его словам, Россия сможет начать серийное производство микропроцессорной техники и технологий в принципе, только если их будет покупать весь мир. "Но мы сможем давать технологии другим странам, только когда у нас будет (там.- "Ъ") военное присутствие. Когда у других стран не будет альтернативной возможности не брать это у нас".

- По его словам, Россия стоит перед "достаточно серьезным" выбором: "Или мы находимся в катализаторе военных отношений с Соединенными Штатами и говорим им, что мы новый источник силы. Но нужно понимать, что это означает пассивные или активные военные действия на территориях сферы влияния (США.- "Ъ")". Второй вариант - пойти путем большинства стран, которые Андрей Хлунов ранее называл "мировыми научными центрами". "Они просто определились со своим участием в мировом разделении труда. Кто-то стал делать машины, молоко, транзисторы. Но они смирились с вассальным положением на мировом рынке труда, информации и технологий. Мы с этим смириться не можем в силу наших исторических амбиций, наших знаний и возможностей".

- По его словам, программы от американских компаний "заведомо опережают информационный продукт любой нашей компании - Касперского или кого-то еще". "Я честно и открыто говорю - если вы хотите навредить стране, то вы должны вкладываться в подготовку IT-специалистов на территории РФ. Большего вреда произвести невозможно".

Для либеральной общественности такая позиция способна привести в бешенство. Между тем, сам Дмитрий Мариничев пояснил, что хоть цитаты и верны, но журналист "Коммерсанта" не сумел понять, что он не столько высказывал свою позицию, сколько обрисовывал реальное состояние дел в мировых технологиях, и показывал два альтернативных пути, если говорить по-крупному.

Он сказал то, что, в общем-то, очевидно, но о чём редко говорят вслух. Что в современном мире после развала СССР фундаментальные изобретения если не полностью, то в основной массе контролируются исключительно США. И те же Штаты, опираясь на грубую физическую силу и доллар (который тоже, в общем-то, навязан во многом военным давлением), навязывают остальным странам уже изобретённое ими и позволяют только внедрять изобретения в конкретные продукты. Предлагают странами собирать их "как детский конструктор", без обретения тех знаний и технологий, которые создают сам конструктор и позволяют создать что-то кардинально иное. Так появились японское и корейское автомобилестроение, финские телефоны и холодильники, европейские дальнемагистральные самолёты и даже немецкие станки, не говоря уже о китайском ширпотребе и малазийских гаджетах.

Всё это и есть разделение труда на глобальном рынке, контролируемом Вашингтоном. И принципиальный выбор состоит, на самом деле в том, что вы или принципиально соглашаетесь с таким разделением, стараясь в лучшем случае выгрызть в нём максимально выгодные для себя позиции, или пытаетесь установить собственные правила игры. Интернет-омбудсмен объяснил, что какую вы прекрасную новую продукцию ни сделали бы на основе собственных открытий, реализовать её по всему рынку не получится, так как доминирующая сила в лице США просто не позволит вам это сделать. Примеров таких полным-полно - посмотрите, какую битву ведут те же наши оружейники и атомщики за каждый международный заказ. И как часто нас кидают под давлением "американских партнёров".

Ничего особенного-то Дмитрий Мариничев не открыл, но просто назвал вещи своими именами и чётко проартикулировал самый главный вопрос - мы будем довольствоваться статусом сателлитов, которым позволят айфончики делать, или попытаемся сместить гегемона, а потом уже реализовывать свои технологии. Тем более что уже сейчас ясно, что айфончики нам делать не дадут. Особенно после того, как "Калибр" пролетел над макушкой наших "американских партнёров" в Ираке.

Другими словами, нам шашечки или ехать? Россия явно выбирает "ехать". И радует, что президентский обмудсмен это хорошо понимает.

РМ

технологии, наука, армия, США, война, Россия, информационная борьба

Previous post Next post
Up