Православный мульфильм "Твой крест"

Oct 12, 2015 18:33

image Click to view



Какая превосходная работа режиссёра Станислава Подивилова и кинокомпании "Рассвет". Как глубоко, светло и с мудрой верой о чуть ли не самом важном - о кресте, выпавшем на долю каждого. Как замечательно показано, что кажущаяся лёгкость чужого креста лишь следствие собственного слабоволия.

История эта актуальна всегда и сегодня особенно. Начинается всё с бунта разорённого и пострадавшего от набега крестьянина: "Господи, нет больше сил терпеть всё это! Не могу!". Услышав эти слова, архангел предлагает ему выбрать другую судьбу, чужой крест. Он выбирает меч княжеский со словами: "Чем я хуже князя? Не сеешь, не пашешь..." Истинный смысл испытания державной власти показан восхитительно образно и точно: во время сражения после падения дружины враги распинают князя, произнесшего слова "Господи, покажи милость Твою на рабе Твоём", на копьях и на небе является крест, сияние которого разгоняет врагов. Здесь чисто военное поражение оборачивается духовной победой благодаря жертвенности правителя. Жертвенности не напрасной, но вынужденной, когда погибают все вокруг воины.

Увидев такую долю княжескую, содрогается мужик: "Да где мне? на что посягнул?!" Не смерти испугался, но чрезвычайной ответственности.

Далее его внимание переходит на образ монаха-богомольца, молящегося перед иконкой в тихом уголке: "Мирно-то как, спокойно... Молиться-то я умею". И вот предстают перед ним картины духовных испытаний этого внешне милого и спокойного креста. Образы нечисти убедительны, напоминают стиль работ "Армянмультфильма". Монаху-старцу предлагают наслаждения разные - питие, яства. Дьявол угрожает ему физической расправой, требует отречься от Христа - "кому кланяешься? мне поклонись?!" Он отвечает распятием. Его испытывают гордыней: "Да, ты великий сподвижник. Поклонись мне - и весь мир падёт к ногам твоим: с великими правителям на равных будешь, зло истребишь, по всему миру пойдёт о тебе слава великая. Дары понесут, поклоняться будут. И никто не усомнится в праведности дел твоих!"

По лицу старца в это время пот идёт градом - понятно, что это самое тяжкое испытание. Но находит в себе силы отказаться от соблазна - и уползает змей в свою нору до следующего раза. Увидев, что крест духовной власти - никак не спокойствие, а тяжкие борения, крестьянин убегает стремглав. И находит простой деревянный крестик - "Пусть это будет мой крест".

И вот он с семьёй на берегу реки в весеннее половодье. И сразу бросается в глаза, насколько масштаб забот и терзаний у простого смертного меньше, насколько спокойнее ему и вольготнее, несмотря на низкий статус. Но случается беда - сына уносит льдина, мужик бросается спасти его, спасает, но сам тонет... Только волей Господа его достают из воды, и архангел сообщает - "это и есть твой собственный, прежний крест". Тут он понимает, что скромный труд, сохранение семьи, созидание на своём месте - такой же сущностно крест, как и державный, и духовный. Точнее, некая часть единого общечеловеческого креста, который поднять можно только сообща делая каждый своё дело. И не надо роптать на неблагодорную, но надо нести то, что тебе выпало.

Крест державной и духовной власти, если, конечно, они праведны, чрезвычайно тяжек. И нельзя судить о них исключительно по тому, как они кажутся со стороны. Праведность же определяется не человеком, а Богом - и видна не сразу, но проявляется некими, порой, не яркими знамениями. Нельзя спешить в оценке того, как другой несёт свой крест. Лучше позаботиться о том, насколько честно несёшь свой. И в этом на самом деле гораздо больше своеволия, самостоятельности и способности влиять на судьбу страны и человечества, чем в любом бунте и революции. Неправедная власть, как державная, так и духовная, разобьётся именно о такое неагрессивное сопротивление праведности народа, если народ, конечно, твёрд в ношении своего креста. Это, кстати, хорошо показано в другой работе Повидлова - "Это мой выбор".

P.S. Огромная благодарность Станиславу Повидлову за то, что сумел вместить столько содержания и света в такую простую детскую форму.

РМ

православие, судьба, Бог, добро и зло, человек, русские

Previous post Next post
Up