В связи с заявлением прокурора Крыма Натальи Поклонской о том, что отречение Николая II юридически не состоятельное, начались разговоры о возвращении России статуса империи. Егор Холмогоров
предложил восстановить монархию на уровне символов и юридической преемственности, а также в виде государственного строя - при регенте в виде президента (не нынешнего). Но подобные инициативы опасны тем, что вместо восстановления исторической преемственности создаётся искусственный и во многом формальный повод к новым раздором. А главное - вовсе не замечается, что Россия по сути и не переставала быть империей, только в других формах и обличиях.
С чисто юридической точки зрения, замечание Поклонской, вполне возможно, что правомерно. Но сущностно не имеет ключевого значения, ставил ли подпись Николай II под отречением или это сделали за него. Не было и быть не могло никакого добровольного отречения в той ситуации, когда его фактически арестовали и лишили свободы. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в доме Ипатьева расстреляли не "товарища Романова", а российского императора Николая II вместе с семьёй. И сомнений здесь быть не может, независимо от подлинности бумажных закорючек.
Важно другое. Целью заговорщиков было не просто уничтожение действующего царя и смещение династии Романовых (что случалось и ранее в борьбе за трон), но полная отмена монархии как государственного строя и самодержавия как сущности российской власти. В июле 1918 года свершилось кровавое преступление против всей России, попытка убить душу русского народа. Расчёт был на то, что сокрушив царскую власть как таковую, русские потеряют свою русскость и уйдут с исторической арены. Этого не случилось. И ключевой вопрос - как и почему? Что и нужно пытаться понять, не гонясь за восстановлением формальных атрибутов монархии и российской империи.
Если посмотреть на многовековую российскую историю как на сложный, но цельный и закономерный путь русского народа, а не как на недоразумение из обрывков, клочков и противоречий (как это принято сейчас), то обнаружится, что Россия или Русь так или иначе всегда была империей. Правильнее даже так - державой. Она с самого начала являла собой мини-модель мира, всеобъемлющее царство, подобное Небесному и стремящееся к нему. Империя по-русски - это не завоевание и покорение, но включение в себя всех языков и построение равноправного общежития на нравственных опорах справедливости и веры в Бога. Империя по-русски - это сдерживание наступления зла и защита народа от него. Недаром существует "Державная" икона Божией Матери, помогающая России в этой миссии. Но выполнить её невозможно без самодержавного единоличного управления. Эта модель иначе не существует. И каждый правитель, если он не самозванец и не предатель, является самодержцем. А любая русская смута, вызванная отказом от своей модели и нравственным падением, всегда заканчивалась и преодолевалась именно путём установления самодержавной власти, как бы она ни называлась и как бы она ни выглядела.
После 1917 года большевистская власть - откровенно антирусская, безбожная, разрушительная, агрессивно антиправославная - вынужденно, постепенно, год за годом, трансформируется в пусть и своеобразную, но сильную самодержавную власть. Уже в начале 30-х опальный Троцкий проницательно обвинял Сталина в ревизионизме царизма, а на Западе его воспринимали не иначе как нового правителя Руси. И звание "генсек" вместо "царя" мало кого обманывало. Произошёл парадокс: самодержавие официально было свергнуто, но фактически оно вернулось вместе с возвращением порядка. И наоборот - порядок установился только при возвращении сильной единоличной власти.
Более того, благодаря выбранной на тот момент форме власти Россия достигла пика своего геополитического развития и сумела выдержать очередной, второй за полвека удар в виде фашистского всеевропейского нашествия. В этот момент миссия сдерживания зла проявилась более чем ярко, чётко и однозначно. Если бы не русский народ и власть, прекрасно понимавшая историческую миссию России, "конец истории" можно было бы провозглашать гораздо раньше Фукуямы. Мир сохранится на планете до тех пор, пока существует Белый царь.
Трагедия 1991 года - пример того, как хрупка российская империя, когда на троне оказывается предатель и самозванец. Как быстро и легко рассыпается она, кажущаяся ещё накануне неприступной. Причина тому отнюдь не экономические, социальные проблемы или диверсии врагов - это лишь дополнительные факторы. Главная причина крушения СССР как новой формы российской державы - потеря самодержавия и предательство народа тем, кто должен был править им, но оказался самозванцем. И от этого уже пошли все остальные беды, которые привели к смуте. Собственно, все 90-е - это долгая, болезненная и чрезвычайно разрушительная смута, которая могла оказаться последней.
Но не оказалась. Самодержавие вернулось и предстало в новой форме. Россия вновь возвратилась к своей имперской - и неотрывной - сущности, как только обрела твёрдую единоличную власть. Но уже в виде Российской Федерации со всеми демократическими и парламентскими ширмами, которые приняты в современном либеральном западноцентричном мире. Как в 30-е самодержавие установилось в России вместе с обретением порядка, не снимая большевистские одежды, так и в 2000-е единоличная власть фактически возвратилась в Кремль, не отменяя новых внешних атрибутов. И народ это понял сразу же при первых действиях самодержавия, и принял его с огромным облегчением.
Ровно противоположна, но также логична, реакция Запада. Для него возвращение российского самодержавия, в какой бы форме оно ни было, категорически неприемлемо, так как является той самой сдерживающей силой. Это вообще чрезвычайно показательный индикатор, так как Запад реагирует не на форму власти в России, а на её наличие или отсутствие. Любая суверенная власть России - это самодержавие. Если Россия жива и не вымирает, как это происходит сейчас, значит она продолжает быть империей. Более того, с каждым годом российская держава всё громче заявляет о своём несогласии с однополярным миром и даже начинает создавать альтернативу ему. При всей слабости, вызванной последствиями смуты 90-х, российская государственность вновь является той силой, которая находится на пути мирового агрессора.
И вот в такой ситуации, накануне столетия расстрела Николая II появляется идея вернуть старую, формальную империю, вернуть символичную монархию и даже династию Романовых в лице мало понятных её представителей родом из Европы. Вместо того чтобы попытаться продолжить процесс возвращения Россией полного суверенитета, обретения своей цивилизационной сущности и построения союза стран на евразийском пространстве, что фактически будет означать становление реальной российской империи, предлагается некий симулякр, который способен вызвать только споры и раздрай в народе. А этого сейчас, когда русские вновь находятся в противостоянии с гегемоном, особенно не нужно.
Российская история гармонична и преемственна. Её надо только уметь видеть и понимать. И не выдумывать больше сложностей, чем их было в действительности.
РМ