И ещё по следам фильма о Крыме. Что лично для меня стало окончательно ясно - не давление Запада стала главным фактором, который повлиял на решение Путина по не вводу войск на Донбасс. Теперь мы чётко видим, что в момент с Крымом Запад был послан так далеко, насколько это можно - к ядерному чемоданчику. Мол, только попробуйте - и будете разгоривать с баллистическими ракетами. Это невероятно даже для лучших лет СССР. И это говорит о том, что в случае принятия решения по Донбассу, было бы то же самое, и никакого прямого столкновения с НАТО не было бы - сдрейфили бы.
Однако помешало совсем другое. И здесь важно в это вдуматься, а не спешить кидаться фразами "чем Донбасс менее русский, чем Крым". Это вообще ущербная логика, и ей Путин не мыслил и не мыслит. Проблема в другом. Донбасс - не полуостров, его нельзя заблокировать перекрытием перешейка. Если входишь на Донбасс армией, то с каждым километром на запад фронт увеличивается в разы и расширяется от Чёрного моря до белорусских лесов. Фактически заходя на Донбасс надо идти, минимум, до естественных границ Днепра - а это полтавщина, Сумы, Чернигов, Днепропетровск со всем своим населением, значительная часть которого уже зомбирована в русофобском духе. С каждым километром мы бы получили в тылу народ менее пророссийский и более русофобский (знаю это на примере конкретных людей). Уже в начале марта и по нарастающей в апреле-мае хунте удалось в кратчайшие сроки настолько завладеть умами людей, что даже речи не могло быть о полной поддержке российской армии даже в городах Большой Новороссии, не говоря уже, скажем, о Виннице.
И вот здесь важный момент, который Путин постоянно подчёркивал и ранее, и сейчас в годовщину Крыма: он опирался в принятии решения на потенциальную поддержку этого решения населением. Крым при всех оговорках был к приходу российской армии готов (она уже там, собственно, была, и это упрощало задание). А вся остальная Украина в массе своей, конечно же, нет. Даже в Донецка немалая часть местных белых воротничков и домохозяек оказались сторонниками майдана и убежали подальше от ДНР и ЛНР. Это ни в коем случае (!) не упрёк Донбассу, но печальная реальность, вина в которой наша общая. Те, кто остался на Донбассе, кровью заплатили за свой выбор в пользу русского мира, и для памятника им не хватит мрамора. Но российская армия вынуждена была бы идти дальше Донецка - в Мелитополь, Запорожье, Херсон, Николаев и вплоть до Одессы. А там масса майданутых. И ещё больше тех, кто очень быстро посчитал Россию агрессором. Обратите внимание на поведение жителей приграничных с Россией Сум, где даже не пытаются пикнуть против хунты. Опять же - это не их вина в частности, но наша общая вина, боль и... реальность.
Посмотрите, какое огромное значение "тиран" Путин придаёт настроениям и чаяниям людей, даже если эти чаяния навязаны и сформированы извне. Теперь точно известно, что социологические замеры проводились Кремлём постоянно и везде - в Крыму, на Донбассе, в России по поводу Крыма и Донбасса, и, совершенно понятно, на Украине, в разных её регионах. Можно сколько угодно критиковать за это ВВП, но он не хочет делать то, что не имеет поддержки среди населения данной территории. Он так и в России поступает зачастую - принимает решение только тогда, когда оно созрело в умах людей и даже перезрело. Думаю, это идёт от понимания того, что решения власти действительно становятся историческими и меняют жизнь к лучшему только тогда, когда они идут от внутренних чаяний большинства народа. Когда власть и граждане выступают единым фронтом - это и есть народовластие. (В отличие от демократии, которая есть власть 2% демократов).
Украина действительно уже в марте не готова была к российской армии как к спасительнице. А заходить только на Донбасс - это была полумера, которая только бы усугубила конфликт и загнала Россию в угол. Принятое решение о не вводе армии на Донбасс - болезненное и вынужденное, но, наверное, всё же самое правильное. Если исходить не просто из желаний, а из реалий. Такова жизнь.
РМ