Россия вернулась в Египет. Исторический шаг

Feb 10, 2015 17:25

image Click to view



Пользуясь таким прекрасным случаем, как исторический визит Путина в Египет, который ознаменовал возвращение русских на берега Нила, хочу признать свою давнюю ошибку, когда я посчитал смещение Мурси египетской военной верхушкой очередным црушным сценарием, призванным до конца раскачать Египет и Северную Африку. Хотя знатоки Ближнего Востока уже тогда говорили, что произошло ровно наоборот - Фататх ас-Сиси и его генералы фактически совершили антиамериканский переворот и остановили развал Египта. Трудно сказать, помогали ли ему в этом российские спецслужбы, но вектор Каира в сторону России оформился практически сразу же. А теперь, когда подписаны соглашения о создании совместной экономической зоны, построении русскими ядерщиками новой атомной отрасли Египта, усилении военно-технического и дипломатического сотрудничества, можно говорить, по большому счёту, о том, что Россия вернулась в Египет и вернула себе Египет как важного партнёра. Впервые со времён СССР и Абделя Насера.

Да, здесь не надо обольщаться и следует всегда помнить, как те же египтяне при Анваре Садате отказались от сотрудничества с нами, проявив неблагодарность. Однако в международной политике это случается нередко, и России не привыкать оказывать помощь своим друзьям: роль колонизаторов, высасывающих кровь из заморских стран, нам омерзительна. В сегодняшних же международных раскладах установление доверительных отношений с Египтом трудно переоценить. С учётом особых отношений Москвы с Ираном и Турцией, попечительской роли по отношению к Сирии, конструктивных связей как с Палестиной, так и с Израилем, установлением контактов с подконтрольными США иракскими руководителями и активными переговорами с саудовскими шейхами, вырисовывается нечто такое, о чём арабисты вслух пока не особенно говорят: Россия становится для Ближневосточного региона особой миротворческой фигурой, предлагающей всем ключевым странам новую систему равноправных отношений, которая призвана заменить американское господство. Конечно, всё это пока потенциально, и никто американских баз там не отменял. Однако Египет и Иран, равно как и Турция, имеют историческую возможность стать теми первыми столпами, на которых может быть основана новая региональная реальность без участия США. Речь идёт не просто о продвижении российских интересов, это новая система безопасности в отдельном, очень важном регионе, основанная на гарантии российской военно-технической и ресурсной помощи при отказе от американской гегемонии.

К слову, исход сражения за Украину лежит в том числе и в таких визитах, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего с боевыми действиями на Донбассе и не могут ничем помочь тамошним жителям. Идёт глобальное противостояние, запущены механизмы пересмотра расстановки международных сил, каждая страна должна выбрать, с кем она, в чьей команде и по какую сторону баррикад. В той же Европе появляются страны (Чехия, Венгрия, Греция, Австрия, Кипр), руководство которых уже открыто заявляет о несогласии с мировым жандармом и о необходимости сотрудничества с Россией как лидером новой международной реальности. Гораздо активне это происходит в Азии и Латинской Америке, где Путина давно воспринимают как лидера нового мира, освобождённого от доллара. По большому счёту, Египет закономерно присоединяется к этому процессу: решив стать суверенным, он просто вынужден был опереться на Москву. И то, что на улицах Каира Владимира Путина встречали почти так же восторженно, как некогда сирийцы Лаврова, это огромный знак поддержки египтян, которые прекрасно понимают, что были в шаге оттого, чтобы повторить судьбу Ливии, но спаслись благодаря мужеству ас-Сиси и, в том числе, существованию альтернативы гегемонии США в лице России и её руководителя.

Сейчас важно только не останавливаться на выбранном пути - как Каиру, так и Москве со всем остальным не-Западом.

РМ

Иран, Ближний Восток, Запад, США, Россия, Египет, геополитика

Previous post Next post
Up