Click to view
Отошедшие от дел лидеры ополчения Донбасса дают многочисленные интервью и рассказывают много интересного и противоречивого о событиях марта-октября 2014 года. Само собой, это вызывает бурные обсуждения и даже споры и конфликты, поскольку у каждого участника своя точка зрения на происходившее. Это нормально и понятно. Однако вот какое дело: разбираясь в действиях ополчения и их лидеров, реконструируя ход событий на Донбассе, вступая в дискуссию между Стрелковым, Бородаем, Захарченко, Мозговым и прочими, мы полагаем, что узнаём правду, реконструируем действительную картину происходившего. Но на самом деле от правды только отдаляемся и разрушаем её. Утопая в новых подробностях и мнениях, мы подменяем этими подробностями, противоречивыми и ещё более запутывающими, самое главное и определяющее - великий духовный подвиг первых ополченцев, командиров и рядовых бойцов, которые в решающий момент подвергли себя риску ради мирных жителей Славянска и Краматорска, Макеевки и Горловки, Антрацита и Дебальцево, Донецка и Луганска.
Кто такие Губарев, Стрелков, Безлер, Бабай, Мозговой, Ходаковский? Откуда они? Какое у них прошлое? Что они делали там-то и там-то? Какое у них отношение друг к другу? И вот начинают копаться, догадываться, сочинять версии, сопоставлять высказывания. А зачем? Что это даёт каждому из нас, поддерживающих ополчение? Что даёт врагу и противнику по информационной войне, понятно: возможность вплетать в полуправдивые догадки откровенную ложь, сеять зёрна сомнений и развенчивать героический миф о защитниках Донбасса, подрывая источник нашей поддержки. А что это даёт нам? Реальную картину происходящего? Истину? Ничего подобного. Это только сбивает нас с толку и лишает сил. Отвлекает от содержания.
Вот, скажем, кто такой Илья Муромец? Миф, легенда, историческая личность? До сих пор не даёт покоя этот вопрос искателям номинальной правды, буквоедам. И вот дотошные историки и учёные роются в источниках и летописях и гадают, был или не был Муромец? И лежал ли на печи? И откуда родом? Вот если бы им показали паспортные данные с именем «Илья Иванович Муромец, родился такого-то, зарегистрирован там-то», они посчитали бы это реальностью. А иначе, мол, выдумка, басни. Историческая и юридическая буква им важнее сути личности и явления. Не то народу. Ему подавай былинных героев и богатырей, ему надобно идеальных защитников земли родной. Чтоб не по паспорту, а в душе был своим, родным, плоть от плоти.
Бил челом Владимир до сырой земли:
- Уж ты здравствуй, стар казак Илья Муромец!
Постарайся за веру християнскую
Не для меня, князя Владимира,
Не для-ради княгини Апраксии,
Не для церквей и мона́стырей,
А для бедных вдов и малых детей!
Бил челом князь Владимир, чтобы защитил Муромец «бедных вдов и малых детей». Вот он смысл, вот она историческая правда. Сколько таких сыновей-богатырей Руси, без вести погибших, шли на помощь бедным вдовам и малым детям во все века? Тысячи, миллионы… А они ещё спрашивают - был ли реальный Муромец?
Да был, конечно! Родился и жил в душах людей как образ и предание о силе своего народа. Народ создаёт героев, в которых выражает лучшие свои чаяния, идеалы. Рождает их и трепетно хранит в памяти, несмотря на все разоблачения исследователей-зануд. Эти разрушители тщательно и внешне доказательно объясняют народу, что его героев не существовало, и всё выдумка и ересь. Но люди всё равно верят и помнят старых героев. И более того - с каждой эпохой создают всё новых. Живущие в народной памяти былинные богатыри гораздо реальнее доказанных исследователями исторических фигур. В них - вся душа народа, его стремления и пульс его пассионарности.
Как были и Иваны Сусанины, хитрые смекалистые русские мужики, ценой своей жизни неоднократно спасавшие судьбу России. И сколько бы ни пытались разрушить память о конкретном человеке Иване Осиповиче Сусанине, крестьянине из села Домнино Костромской области, типаж героя Сусанина навсегда останется в русской памяти и будет рождать подобные примеры самопожертвования среди новых поколений. И пусть это не удивляет очередного ляха, гибнущего в дремучих лесах.
«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно!- Сусанин сказал.-
Убейте! замучьте!- моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
Как была и героически погибла 18-летняя девчонка Зоя Космодемьянская, как бы ни пытались поставить под сомнение её подвиг и выдать его за продукт советской пропаганды. Это образец русской юной души, способной в самый ответственный момент взвалить на себя крест и сделать это - что важно - осознанно и с глубоким пониманием смысла своего поступка. Можно сколько угодно вычёркивать из истории конкретную девочку Зою, но сам тип русского мировоззрения не вычеркнешь. Это навеки.
Как не вычеркнешь Кожедуба, Маресьева, Гастелло, Матросова - не сами даже имена, а русский народный героизм как таковой во всём своём трагическом разнообразии, способность русского человека в самые тяжёлые и критические ситуации совершать невероятное и, даже погибая, одерживать духовные победы над врагом. Или вот выдающийся пример Чапаева, простого русского самоучки, народного полководца, ставшего благодаря своей природной смекалке и воле к победе великолепным военачальником. И пусть из него сделали героя анекдотов, разухабистый характер таких народных вожаков завсегда останется в нашей памяти.
А панфиловцы? Сколько печатных машинок и клавиатур было сломлено в перестроечные годы, чтобы доказать, что это выдуманные герои, что их было не 28, а сотни и тысячи и что они были кем угодно, но вовсе не панфиловцами. Не преувеличен ли их подвиг, вопрошали пытливые исследователи и политические манипуляторы. Нет, не преувеличен. И суть его не в количестве бойцов Красной армии, насмерть вставших на пути смелого, опытного и хорошо вооруженного противника, а в том несгибаемом духе, что позволил сломить хребет фашистской гадине. В то время каждый на фронтах Великой отечественной, кто не дрогнул и устоял, был панфиловцем. Сотни подобных подвигов были воспеты на одном примере панфиловцев, и в этом историческая правда.
Обращает на себя внимание, как всех этих русских героев пытаются обнулить с помощью так называемых объективных исследований. Равно как и с нынешними ополченцами Донбасса. Кто они? Откуда взялись? Кто их послал?
Да богатыри они! Настоящие богатыри земли русской. Новая поросль вечной русской силы. Откуда взялись? Откуда всегда - буквально из-под земли выросли за одну ночь. Встали и в самый страшный момент пришли на помощь: из Крыма, из Сибири, с Волги, из Дона, с Воронежа и самого Донбасса - отовсюду. Стеклись как подземные воды, неслышно и мощно. Кто послал? Сами пришли, потому что не могли иначе. Это те, кто в ответ на предсмертный вопль сожжённых в Одессе, взял дорожный рюкзак и взвалил на себя русский крест, ничего не говоря и не объясняя. Тут и объяснять ничего не надо. Те, кто защитил своими автоматами людей, вставших без оружия, голыми руками, против танков и истребителей. Те, кто не думал о себе как о герое, но сразу стал им, как только ступил на ту землю, которую вскоре изрешетят снарядами. Кто они? Первые герои Новороссии. Живые и колоритные, ещё не ушедшие в память народа былинными героями, но ставшие светлыми воинами великой донбасской земли. За кого молятся в монастырях и мечетях, в семьях и в душах. За кого поднимают рюмку на застольях и в дружеских компаниях. О ком сочиняют и поют песни, мастеря на коленке клипы для ютуба.
Давайте посмотрим на них чистым, не замутнённым псевдодостоверными подробностями взглядом. Вспомним их тогдашних, пришедших в Донбасс вместе с весной 2014 года.
Вячеслав Пономарёв и его отряд в Славянске, принявший на себя первые удары прощупывавших границу возможного карателей. Золотые зубы и простецкая удаль человека, который 13 апреля взял на себя руководство Славянском, брошенном тогдашним мэром Штепой; его искромётные интервью московским журналистам, непривычная им прямота в сочетании с мужицкой хитростью; крики жителей Славянска «давай, Слава! мы подмогнём!», всё это вошло в историю Русской весны вслед за Крымом и наряду с ним. Сшибающий с ног глоток легендарной русской вольности начался на Донбассе именно с Пономарёва.
Партизан Валерий Болотов - первый в Луганске, кто не испугался и бросил вызов хунте. Как это принято у русских, прежде он сказал «иду на вы» и уже потом, по истечению отведенного срока, дал команду на занятие административных зданий. Мирным бескровным путём был установлен контроль над Луганском. Спокойная фигура Болотова, немного даже вялая, медвежья, широкое русское лицо и ровный голос внушали жителям Луганска веру и надежду в благополучный исход рискованного выступления против киевских самозванцев. Именно благодаря ему и его ребятам на улицах Луганска толпы людей смело пели гимн России, а после первых выстрелов сотни добровольцев пошли записываться в ополчение.
Павел Губарев - один из первых народных лидеров Донецка. Уже 1 марта он взял на себя ответственность и возглавил область, попытавшись занять административные здания. Спустя несколько дней его похитили и два месяца держали в плену, пытаясь сломить волю потенциально самого опасного вождя Донбасса. Но даже там Павел сумел проявить недюжинную духовную силу, объявив голодовку в знак протеста против убийств жителей Славянска. Умелый мотиватор и пламенный борец, Губарев обладал огромным доверием и поддержкой людей. Он подкупает удивительно мощной и неиссякаемой верой в русский мир и искренней готовностью положить жизнь за его возрождение.
Казак Бабай, пожалуй, был одной из самых медийных фигур ополчения. Его популярность в марте-апреле могла сравниться разве что с крымским прокурором Поклонской, с которой их часто изображали вместе (Бабай и Няш-Мяш). Мощный мужичок-боровичок с бородой-лопатой, в чёрных очках и щедрой улыбкой охотно фотографировался с девушками, детьми и друзьями-ополченцами, и это выглядело чрезвычайно эффектно. Он с успехом воевал на информационном фронте, демонстрируя своей колоритной фигурой светлую мощь ополчения, пытаясь заодно в наивных видео-монологах сформулировать идеологическую основу происходящего в Донецке. Простецкое православие и откровенные речи Бабая о борьбе с мировым злом вгоняли в ступор московских интеллектуалов, но были с восторгом приняты гражданами России. И уже не нужно было знать настоящее имя Александра Можаева, достаточно, что в историю он вошёл как казак Бабай.
Легендарный Моторола и его лихие бойцы. Герои тяжёлых кровопролитных боёв в Славянске, Семёновке, Иловайске, донецком аэропорту. Уроженец Коми Арсений Павлов бросался в самые горячие и отчаянные эпизоды схватки с превосходящим по численности противником. Там, где было наиболее тяжело и вроде бы безнадёжно, непременно появлялось его скуластое азиатское лицо, маленькая жёсткая фигура и задорно-кусающий взгляд глаз. Его много раз объявляли убитым, но получилось только однажды тяжело ранить, благодаря чему Моторола совершил вояж в Крым. Один из лучших бойцов Стрелкова, Моторола отметился не только эффективностью и необыкновенной дерзостью в боях, но и романтической историей с 21-летней жительницей Славянска, которую он спас из-под обстрела и с которой затем сыграл свадьбу. Чем не сюжет для кассового фильма? Недавно Моторола встретился в Донецке с Охлобыстиным - отличный, кстати, вариант для главного героя картины, те же безбашенность и дерзость.
Великолепный Игорь Иванович Стрелков - пожалуй, центральная фигура в ряду первых героев Новороссии. Этому во многом способствовали как его организаторские способности и боевой опыт, так и умение образно и складно выражать мысли. Грустный и стойкий как оловянный солдатик, он постоянно снабжал публику честными и правдивыми отчётами о происходящем. В них не было бравады, но была суровая правда войны. При этом чувствовалось, что этот человек не подведёт. Он и не подвёл, выведя бойцов из окружения в Славянске. Лучшей характеристикой командира Стрелкова является тот факт, что большинство его подчинённых души в нём не чают и до сих пор готовы пойти с ним хоть на край света. Стрелков, сколько бы его ни пытались опорочить, явился той сверхважной организующей точкой, вокруг которой смогло собраться ополчение. Той точкой военного сопротивления, за которую смогли зацепиться защитники мирных граждан. Его значение трудно переоценить. Скажем, Харькову не хватило второго такого Стрелкова - иначе никакие Гепа и Допа не смогли бы затушить пламя борьбы харьковчан.
Игорь Николаевич Безлер и его горловский отряд. Сын, как сам сказал, «украинки и русского немца, русский по духу», Безлер после службы в российских войсках вернулся в Горловку, где в самый тяжёлый момент для малой родины стал одним из первых командиров, сумевших организовать реальное военное сопротивление самозваной власти в Киеве. Прошедший советскую офицерскую школу и, возможно, афганскую войну, Безлер на две головы превосходил своих врагов и оказался непосильным препятствием на их пути. Его малочисленный отряд успешно разбивал крупные силы на подступах к Донецку, а скандальные слухи о нём только придавали его образу резкости и жёсткости, столь милые русскому сердцу. Густые усы, усталый взгляд - во всём его облике сквозит скрытая сила, благая для тех, кого он защищал, угрожающая тем, кто пришёл на Донбасс убивать. Даже враги признавали особую боевую удаль Безлера, объясняя её по своей недалёкости демонизмом и смакуя его позывной «Бес» как оправдание собственным поражениям.
Алексей Мозговой и его механизированная бригада «Призрак» стали одной из знаковых ударных групп донецкого ополчения. Потомственный казак, уроженец Луганской области, в прошлом солист мужского ансамбля и контрактник украинской армии, поэт и автор-исполнитель, Мозговой встретил Майдан, будучи на заработках в России. После чего вернулся и стал одним из участников луганского восстания, брал здание СБУ. Пока Болотов держал Луганск, он принимал активное участие в самых горячих точках, не позволяя карателям прервать соединение между Донецком и Луганском. В неизменном чёрном берете, с поведением революционного вождя, Мозговой, будучи харизматичным лидером, не ограничивался только боевыми действиями, но постоянно участвовал в информационных кампаниях в защиту Новороссии. Рубил правду-матку направо и налево. Утопист-революционер, грезящий о всемирном царстве справедливости здесь и сейчас, Мозговой очень русский типаж, обожаемый народом и способный повести немалую его часть на любой подвиг.
Как и все герои ополчения Новороссии, он готовился идти до Киева и надеется на это по сию пору. Их ещё много таких, харизматичных вожаков, взявших ответственность и принявших первый удар на себя - командир батальона «Восток» Александр Ходаковский, командир «Оплота» Александр Захарченко, Владимир Кононов по прозвищу Царь, Павел Дрёмов, один из стрелковцев Гиви, бойцы Плохой, Шаман и Хмурый и десятки, сотни ребят, менее известных и вообще неизвестных, раненых, убитых и выживших в этой мясорубке.
Все они - первые герои Новороссии. Достойные песен, былин и фильмов, созданных в их честь. Оставшиеся в народной памяти и в судьбе русского народа как новые образцы проявления вечных русских качеств и типажей. Низкий поклон вам и слава, бойцы. Вместе мы победим.
Эдуард Биров
ТАСС-Аналитика