Сейчас пошёл серьёзный информационный накат на Центральный банк. И если Сергей Глазьев, запустивший его ещё в октябре, выступает с фундаментальных позиций и исходя из необходимости идеального для страны пути развития, то все остальные занимаются откровенным злословием, не понимая, что на самом деле происходит. В результате этого наката народ уже привыкает к мысли о том, что ЦБ ведёт враждебную стране и Путину политику. Это вроде бы подтверждается и резким падением рубля, и повышением процентной ставки до 9,5%, и ростом цен, в том числе на бензин, и прогнозами о нулевом росте экономики в 2015 году.
Между тем, это не так. Заявления Путина о "спекулятивных атаках" на рубль и призывы президента к ЦБ "наказать спекулянтов" и отбить эти атаки более чем прозрачно указывают на то, что причина падения курса рубля находится извне, и что с этими ударами извне должен справляться именно ЦБ. Но вот что интересно - эти слова, в общем-то чуть ли не скандальные для финансового мира, Путин произнёс на встрече с
главой МВФ Лагард. Даже публичная часть этой встречи звучит двусмысленно и загадочно. Скажем, фраза Лагард Путину о том, что она хочет "искренне поделиться своими соображениями в отношении российской экономики, потому что Россия всегда была достойным и многоуважаемым членом нашей команды. И я просто должна это сделать для Вас". А также: "будем стараться совместными усилиями реализовывать те цели, задачи развития, которые перед нами стоят". Возникает вопрос - что за "соображения" и какие "задачи развития"? Только ли речь о давней теме по форматированию МВФ в сторону усиления в нём стран не-Запада?
В это же время, сразу после заявлений Путина о курсе рубля, атаки на нашу валюту продолжились и она вновь упала. Профпатриоты вновь заговорили о враждебной политике ЦБ, отпустившего рубль в свободное плавание. Но понятно, что причина в другом - у ЦБ в данной либеральной системе слишком мало возможностей и инструментов, чтобы нейтрализовывать атаки владельцев этой системы на экономику России. Выходить же из системы, на чём настаивает Глазьев, пока преждевременно - по крайней мере так, судя по всему, считает глава государства. Ставка явно сделана - как в экономике, так и в политике - на затягивание и замораживание процессов при подготовке к часу икс в ближайшее время. С одной стороны, мы планомеренно работаем на плавное ослабление доллара (и прямое об этом заявление Путина в Китае тому свидетельство), с другой - не спешим отказываться от него полностью и обрушать мир в период нестабильности. Но чувствуется, что многое откладывается ненадолго - на 2015 год.
И в этой связи важно обратить внимание на "внезапное"
выступление лидера Казахстана Назарбаева с провозглашением новой экономической политики с 2015 года. Нурсултан Абишевич на самом деле не предлагает ничего революционного, но намеревается в ускоренном темпе вкладывать средства в развитие инфраструктуры и модернизационный рывок. То есть в рамках той же либеральной системы, но с прицелом на её крушение и подготавливая к этому страну и её экономику. Которая, на секундочку, с 2015 года становится частью единого экономического пространства Евразийского союза. Другими словами, Назарбаев озвучивает начало того процесса, к которму с 2015 года приступит и Россия, и весь ЕАЭС. И всё это неразрывно связано с теснейшим союзом с Китаем в энергетической сфере (и, возможно, намечающемся тесным технологическим сотрудничеством с Японией), с инициативами БРИКС, ОДКБ и реформой, как минимум, МВФ.
Отсюда и поспешные массированные атаки доллара на рубль, и обрушение цен на нефть. Которая, кстати, опять дешевеет, но добычу которой арабские шейхи вроде как хотят ограничить, чтобы стабилизировать цены на отметке 80, удобной и России и всем экспортёрам. Не об этом ли договаривался сын Сергея Иванова в Эмиратах? "Случайно" утонувший в море. Кстати, а всё ли в порядке со здоровьем у сына Джо Байдена, кокаиниста и члена совета директоров энергетической компании Украины?
РМ