Предложенный Порошенко
законопроект об особом статусе Луганска и Донецка в целом приемлем для начала цивилизованного развода между Донбассом и Киевом. Это максимум, на что сейчас способен пойти Киев и от чего готова плясать Москва. Фактически речь идёт об автономии, самоуправлении региона при номинальном сохранении "едыной Украины" (что позволит восстановить города частично за счёт средств Запада, выделенных Киеву). В законе оговариваются рамочные условия автономии: формирование собственных выборных органов власти, формирование собственных силовых структур (легализация ополчения, его амнистия), особое экономическое сотрудничество с приграничными регионами России, гарантии использования русского языка. Эти рамочные условия надо дополнять и наполнять конкретными механизмами. В частности, необходимо добиваться для русского языка установления официального регионального статуса (нельзя верить никаким гарантиям Киева на словах), вводить особый налоговый режим, согласно которому Донбасс может оставлять у себя существенную часть собственных доходов, а главное - это внесение пункта про выход из Украины при условии несоблюдения договорённостей, зафиксированных в данном законе. Киев с трудом пойдёт на такой пункт, но ополченцы должны на нём настаивать. Время на это есть, возможности то же: как говорится в законе, экономические, социальные и прочие вопросы будут урегулированы в дополнительных соглашениях с Киевом.
Повторюсь, в целом этот проект при условии улучшения и уточнений - неплохой вариант для начала узаконивания отношений двух субъектов в рамках одного государства. Главное, что он делает - это вынуждает Киев признать, что имеет дело не с какими-то там бандитами, наёмниками и российскими солдатами, а с законными властями проживающего на Донбассе народа, имеющего собственные виды на судьбу своей земли. Это уже немало, если вспомнить, какая позиция западных марионеток в Киеве была всё прошедшее лето. Но этого недостаточно, конечно. Нужны дальнейшие переговоры и жёсткое отстаивание своих интересов.
Понятны опасения жителей Донбасса, ополченцев и людей, искренне переживающих за Новороссию. Все сейчас приводят известную фразу "вешать будем потом". Вешать действительно хотят и попробуют начать, как только почувствуют свою готовность. Однако готовятся к этому отнюдь не только самозванцы в Киеве, вооружающиеся сейчас натовским оружием. Нет, делают это и ополченцы. А раз война неизбежна и все к ней готовятся, то почему не использовать возможность хоть как-то её оттянуть и вынудить противника юридически признать твоё существование. Сейчас вспоминается трагическая судьба Сербской Краины, которой фактически тоже дали на четыре года автономию, а затем Хорватия с помощью США сравняла с землёй сербские города и под аплодисменты "мирового сообщества" присоединила к себе эти территории. Да, нечто подобное собирается сделать и Киев. Причем не дожидаясь истечения трёх лет действия закона. Однако Сербска Крайна в начале 90-х при ельцинской России, и Донбасс в 2014-15 годах при современной России - это совершенно разные ситуации. И, уверен, ничего подобного у НАТО не получится. Мы, безусловно, в посткрымский период максимально избегаем открытого конфликта с Западом и идём на компромисы, но это отнюдь не означает, что в решающий момент не дадим агрессору по зубам и позволим ему уничтожить Донбасс.
Новороссия уже состоялась. Пусть пока не как отдельное государство, а как особые земли в рамках Украины. Однако это уже признание Западом того, что эти земли он не контролирует. А значит нужно договариваться с местными жителями и с Москвой, которая при готовности к компромиссам в форматах сосуществования не готова полностью отказаться от этих земель. Более того, рассчитывает через них вернуть и обрусить всю Украину. Как? Покажет время.
РМ