Нравственный выбор российской цивилизации

Aug 21, 2014 11:21



Каждая страна-цивилизация, коей является и большая Россия, есть единый сложноструктурированный живой организм, целостный и развивающийся по определённым законам. Внутри такого гигантского организма при всей запутанности частей, ячеек и элементов всё теснейшим образом взаимосвязано и взаимозависимо. Между частями существуют миллионы нитей и их переплетений, явных и тайных, которые позволяют сохранять внутреннее единство цивилизации, его целостность и жизнеспособность. Известны и хорошо изучены наукой политические, экономические, социальные, территориальные аспекты таких связей, но ключевой и наименее познанной наукой в силу её секуляризации в последние два столетия является духовно-ценностная связь.

У каждой цивилизации есть свой особый набор высших идеалов и ценностей (все они по отдельности универсальны и существуют в культурном поле многих цивилизаций, но их сочетание и степень приближения к ним является уникальным кодом великого народа) и стремление к ним характеризует этот организм как особый, формирует его неповторимый путь в общем движении человечества (что, впрочем, не отменяет схожести формационных этапов и технологических процессов с другими цивилизациями на отдельном историческом отрезке). Одними из главных духовных скреп российской цивилизации являются стремление к высшей справедливости (социальная справедливость как её проекция), поиск истины как ключ к царствию добра и нравственность как важнейшее условие обретения истины.

Причём категории справедливости и нравственности воспринимаются русскими не как у европейцев, в масштабах отдельной атомизированной личности (что справедливо по отношению ко мне, то и выгодно), но в масштабах единой соборной русской души, наполняющей внутренне содержание цивилизации. Качественное состояние цивилизации определяется во многом нравственным или безнравственным её поведением на данном историческом этапе. А поскольку государство является естественным и важнейшим составляющим живого тела цивилизации, по сути его защитной оболочкой и скелетом, то и государственные решения оцениваются сквозь призму справедливости и нравственности. Именно поэтому российское государство в своих действиях должно полагаться не просто на бездуховную целесообразность, прагматизм и эффективность с точки зрения материальной выгоды, но действовать исходя из духовных потребностей народа и его идеалов, которые пусть пока и не сформулированы в виде идеологии, но живут в людях и мобилизуют народные силы.

А это в свою очередь возможно только с помощью веры. Согласно русской традиции и пониманию того «как должно», именно симфония Государства и Церкви способна создать духовную основу, которая позволяет всем вместе двигаться в направлении собственных идеалов и совершать нравственные поступки, избегая безнравственные. Благодаря чему создаются предпосылки к творческому самобытному созиданию всей цивилизации, глубокому раскрытию созидательных способности каждой её личности и к повышению уровню жизнеспособности всего социального организма. Таким образом, от того насколько справедливы и нравственны действия всей страны, насколько приближено её поведение к собственным же идеалам, зависит состояние как народа, государства и власти, так и каждой личности внутри этого живого духовного тела.

Да, эту взаимозависимость непросто объяснить и разложить по полочкам обычными научными методами, тем более что при оценке текущих событий существует проблема аберрации исторической близости и масштаба, из-за которой нравственные поступки всей цивилизации сразу при их совершении могут показаться каждому отдельному человеку безнравственными, и наоборот. Но народная душа каждый раз и без детального научного анализа чутко улавливает эту тонкую материю и реагирует на неё. Скажем, растущее чувство несправедливости Афганской войны (которая, тем не менее, была геополитически обусловлена и важна для отражения агрессии Запада на дальних подступах) не просто вызвала в народе недовольство советской властью, как, скажем, в США во время Вьетнамской войны, но подорвала вообще ощущение нравственного здоровья всей цивилизации, резко снизила её жизнеспособность, хотя по объективным параметрам Советский Союз продолжал быть огромной силой. Рухнула вера не просто в Союз, а в себя как в порядочный нравственный народ, честный и справедливый. Этот особый момент, уязвимость с точки зрения рациональной технологии, уловили и идеологические манипуляторы на Западе, и начали бить не столько по экономике СССР, сколько по душевному равновесию людей, по их вере в себя. Кеймо «Империя зла» на Советском Союзе - не просто актёрский блеф Рейгана, но хорошо продуманный и рассчитанный удар по самоощущению носителей российской цивилизации.

Самый надёжный способ победить русского - это заставить усомниться его в том, что он на стороне добра. И наоборот - нет ничего, что могло бы сломить русского, если он уверен в том, что борется за справедливость и сопротивляется силам по ту сторону добра. Более того, трудно придумать лучший способ возродить российскую цивилизацию, качественно улучшить её жизнеспособность, воодушевить русского человека на подвиг и творческое созидание, чем провозгласить защиту добра от посяганий зла. Для чего необходимо открыто и осознанно сформулировать высшие идеалы, к которым стремились и за которые умирали наши предки.

Живой организм цивилизации не подчиняется временным юридическим казусам, как, к примеру, разделяющим его тело государственным границам. Духовная связь и память, идеалы и ценности, родственные связи и человеческие отношения выше и глубже всяких поверхностных и надуманных ограничений, когда пределы воспринимаются как временное недоразумение и неудобство, либо даже как несправедливость - и тогда они сметаются. Российская цивилизация по-прежнему существует как единое целое от Карпат до Владивостока, от Ледовитого океана до Чёрного моря и Каспия. Мы едины и скрепляемы не общими государственными границами (к сожалению), а духовными связями, мощнее которых нет ничего на свете.

Вот почему война и несправедливость на Донбассе воспринимаются одинаково болезненно в белорусском полесье, в Поволжье, Сибири и Приамурье. Вот почему морок, опустившийся на Украину, вызывает оторопь у каждого жителя российской цивилизации. Мы - единый живой организм, разрубленный границами, но продолжающий своё существование, с центром в Москве. А Украина - часть нашего общего тела, которую сейчас кромсают и рубят, науськивая на весь остальной организм. Это до сих пор кажется нам фантастикой, каким-то отвратительным затянувшимся сном, но события происходят на наших глазах и не исчезают на следующее утро. Да, некоторые в России разочаровываются в жителях Украины, начинают воспринимать их как чужеродный элемент (который, кстати, как и всякие антитела необходимы любой цивилизации, но в минимальном количестве), как врагов. Но большинство пока всё же продолжает чувствовать духовное родство с украинцами, воспринимая их русофобию и геноцид Донбасса как временное помешательство. Если бы мы здесь, «на материке», смогли услышать голос тех жителей Днепропетровска, Полтавы, Житомира, Хмельницкого и даже Тернополя, Львова, кто не стал врагом русского мира и считает себя его частью, но боится высказать это вслух, то наше духовное родство с этими землями в рамках единой цивилизации было бы ещё сильнее. Уверен, наступит момент, когда мы сами поразимся живучести русского духа и русских идеалов на этой многострадальной земле.

Безусловно, отношение народа к официальной позиции российского государства в ситуации с Украиной и Донбассом остается противоречивым. Русские постоянно взвешивают эту позицию и конкретные действия на весах справедливости и нравственности, и это ключевой вопрос, от решения которого зависит самочувствие всего нашего мира на ближайшие годы. Да, события развиваются так стремительно, что категорично оценивать действия власти и оппозиции, выносить окончательные вердикты преждевременно, так как уже на следующий день этот вердикт устаревает. Слишком мало конкретных фактов и подтверждённых данных, и слишком много слухов и дезинформации. Тем не менее, существует общее ощущение трагедии родных жителей Донбасса, которых уничтожают западные марионетки в Киеве при оборонительной и нейтральной позиции Москвы. Общая неудовлетворённость и недоумение тем, что Россия не защищает Донбасс напрямую, сочетается с опасением перед большой войной, которую русские всегда избегали, как могли, поскольку сами не раз испытывали её ужасы на себе.

Очевидно, что российская власть и наша цивилизация, в общем-то как и весь мир, находится в ловушке, расставленной экспериментаторами из-за океана, когда компромисс почти невозможен, а потери будут в любом случае. Но главным на чаше весов станет вопрос не выгоды и целесообразности, а нравственности и безнравственности нашего общего решения. В истории России не раз приходилось терять огромные территории и, к огромному нашему общему ужасу, жертвовать миллионами людей, но в конечном счёте оценивалось всё не количественной мерой (как это принято у людей безыдейных и циников), а по тому, удалось ли отстоять свои высшие ценности и идеалы, или нет; был ли дан бой злу и лжи, или смиренно отдали правду на поругание; был ли защищён слабый и униженный, или восторжествовала несправедливость? Нет, и не может быть никакого оправдания гибели мучеников под бомбёжками и от рук карателей, но есть освящение этой гибели идеалами предков и памяти потомков.

Россия жива и будет жить до тех пор, пока не иссякло чувство нравственности и справедливости, пока не затух импульс истины в сердцах русских людей.
Геополитически Россия возможна только, если она жива духовно. Об этом должен помнить каждый правитель России, как бы ни давили на него враги и как бы ни были тяжелы обстоятельства. Если русские поймут свою правду и если их позовут её отстаивать, поднимется такая сила, которую не удержит ни одна система ПРО.

Эдуард Биров
ТАСС-Аналитика

русская весна, народ, Россия, русский мир, нравственное государство, нравственность, власть, Донбасс

Previous post Next post
Up