Интервью с единственным аналитиком, который предсказал кровавый развал Украины летом 2013 года, накануне евромайдана. Является очевидцем происходящего
***
Андрей Ваджра: Я обычный человек, пользуюсь общественным транспортом, хожу по улицам и вижу, что везде царит уныние и озлобление. Киев наполнен серыми и мрачными лицами. Такое ощущение, что людей придавила какая-то невыносимая тяжесть. Народ ропщет, с поразительным единодушием презрительно отзываясь о новой «гетманщине». Почти для всех стёрлось различие между властью и оппозицией, между правыми и левыми, между идеологическими нюансами. Для простых людей украинские политики стали монолитным «они». «МЫ И ОНИ».
«Навигатор»: Но в интернет-пространстве идеологические бои между майданщиками и антимайданщиками, между поддерживающими (пусть и с оговорками) новые власти и их противниками весьма жарки. Насколько этот сегмент общества влиятелен? В чем причина такого отличия «виртуалов» от «реалов»?
Андрей Ваджра: Причина в мотивации. Виртуалам более нужна идеология, а реалам - колбаса. Но на Украине колбаса всегда побеждала идеологию. «Реалов» подавляющее большинство, и пойдут они за тем, кто им эту колбасу даст. Не пообещает, а даст реально, здесь и сейчас. У Путина это получается, поэтому он - величайшая опасность для нашего гетманства, способного лишь забирать. Именно поэтому его так натужно пытаются высмеивать украинские СМИ. Именно поэтому Россию подают как некий Мордор, где украинцев едят живьем.
«Навигатор»: На Украине близятся президентские выборы. Что можно сказать о кампании?
Андрей Ваджра: Народ в большинстве своём не видит, за кого голосовать на выборах. Перебирают политиков так, как перебирают просроченный товар в магазине, пытаясь среди тухлятины найти хотя бы «вторую свежесть». То есть с тем, что всё равно придется есть протухшее, смирились. На этом психологическом фоне казённый патриотизм начинает смахивать на клинический идиотизм. Пафос патриотического угара тотально накрыл информпространство. Бороться за Украину призывает даже реклама пива.
«Навигатор»: Психологи в области СМИ утверждают, что даже в благополучных странах (как было, скажем, в США, накануне военных вторжений) такая накачка эффективна на протяжении не более пары месяцев. Как долго она может работать у нас?
Андрей Ваджра: Еще меньше. В народе очень сильная психологическая усталость. Поэтому каждый день приходится изобретать очередное «поползновение» России. Все более и более неправдоподобное.
«Навигатор»: Вы назвали правление нынешней власти «гетманщиной». Это единственная историческая аналогия, пришедшая вам на ум?
Андрей Ваджра: Это не аналогия, это судьба. Судьба ходить столетиями по замкнутому кругу руин, гетманщин, казатчин и т.п. гражданских войн. История совершила виток по спирали и вернулась в начальную точку движения. Но, по обыкновению, уже в виде фарса. Гетманы, как известно, никогда не контролировали всю территорию Малороссии. Их власть зависела от внешних сил, и их люто ненавидел простой люд. Разве сейчас не то же самое? Это не исторические аналогии, это реальная гетманщина. Точно также как и Руина абсолютно реальная. И народ точно так же просится под русского царя, как просился во времена той Руины.
«Навигатор»: Ну, не весь народ. И каковым будет следующий дальнейший виток спирали для условных Левобережья (сегодняшнего Юго-Востока) и Руины (Центра и Запада)?
Андрей Ваджра: В отличие от гетманов Правобережья, нынешние киевские власти боятся осознать, что половина государства не признаёт их власть. Т.н. «лидеры Майдана» не хотят видеть даже тот очевидный факт, что целым регионам Украины противен не только их Майдан, но и все его «здобутки». Новый режим тешит себя иллюзиями, что если он, в отличие от Януковича проведет настоящие «антитеррористические мероприятия», то сможет принудить Юго-Восток к лояльности. Но даже если это удастся малой кровью (что не позволит России вмешаться), народ побежит в Россию с Левобережья, как при Руине бежал с Правобережья. Причем, если вплоть до самого последнего времени народ бежал из Украины в индивидуальном порядке (по уровню эмиграции мы на первом месте в мире), то теперь об этом станут мечтать целые регионы.
«Навигатор»: Ухудшение социально-экономической ситуации может усугубить положение.
Андрей Ваджра: И тут уже никакое вранье «неупереджених» журналистов об «ужасах Рашки» не поможет. Народ будет доведён до такого состояния, что жаждать уже будет даже не лучшего, а хотя бы надежд на лучшее! …Мы, жители Украины, - самые большие лицемеры. Мы не хотим признавать реальность. Отсюда эти пропагандистские истерики в СМИ по поводу «единой страны». Крым отвалился, Слобожанщина, Донбасс и Новороссия кипят, а радостные мальчики и девочки в зомбоящике пафосно убеждают в том, что Украина как никогда едина. Это как в старом анекдоте про Вовочку, к которому в детсад пришла комсомольская агитбригада и принялась рассказывать о том, как замечательно живётся в Советском Союзе. Вовочка слушал, слушал, а потом взял и горько расплакался: «Хочууууу в СССР!».
Триколор для жителей Юго-Востока - не только символ надежды на лучшую жизнь, но и символ спасения в случае «антитеррористических операций». Хотя при неминуемой экономической катастрофе не хватит на всех недовольных никакого «антитерроризма». Ведь людям терять будет нечего…
«Навигатор»: А если прямо сейчас пойти на федерализацию?
Андрей Ваджра: Мне кажется, что возможность федерализации Украина уже проскочила. В том числе и потому, что «федералистов» - всех этих Колесниковых, Добкиных, Ефремовых - с которыми можно было вести диалог и договариваться, задушили в зародыше. Как реальных политиков, конечно. И вместо них пришли «сепаратисты», которым диалог не нужен. За свои идеи они готовы бороться, в отличие от вышеперечисленных. Причем, с оружием в руках.
Да и не реальна федерализация в условиях постмайданного периода, ибо противоречит победившей в Киеве идеологии украинского национализма, который постулирует (наперекор реальной действительности) единую и соборную Украину. Вот и получается, что федерализацию размениваем на гражданскую войну. Умно. Ничего не скажешь.
«Навигатор»: Вы говорите о гражданской войне как о реальности?
Андрей Ваджра: Юго-Восток находится в начальной фазе восстания. Как только прольётся первая кровь, случится массовый взрыв ненависти и насилия. Народ к этому более чем созрел. Мы сейчас уже видим, что с оружием проблем у него не будет. Если даже перебрасываемые на Донбасс войска начнут стрелять в гражданских, то эти регулярные части мало чем отличаются от ополченцев и по вооружению (мы видим, как десятилетиями неремонтировавшаяся техника беспрерывно ломается), и по боевой подготовке.
Если же предположить, что в первые дни вооружённого противостояния на стороне восставших окажутся прошедшие через Чечню подразделения российского спецназа, итог данного противостояния угадать несложно. А вряд ли кто-то из адекватных людей сомневается, что если на Юго-Востоке прольётся кровь, российская армия не войдёт в зону конфликта для принуждения к миру.
По моим источникам, не сомневается в этом и наше Минобороны. Там считают, что в случае прямого военного столкновения с ВС РФ украинская армия перестанет существовать в течение пяти дней. Так что развязка близка.