Ходорковский. Игра вдолгую

Dec 25, 2013 01:13




Интервью Ходорковского большевичке Альбац всех настолько поразило, что поспешили заявить о том, что Ходорковский кардинально изменился и даже исправился, преодолел в себе экстремистский либерализм и компрадорство. Во многом к таким выводам сподвигли его слова о сильном Путине, готовности воевать за Кавказ и национализме. Особенно о национализме. Ходорковский-националист - это не только вынос мозга для креаклов, но и искушение для националистов-государственников признать его своим.

На самом деле, предложенный Ходорковским национализм - ловушка. Достаточно внимательно прослушать его слова, где он открыто, хоть и вскользь, заявляет о том, что национализм ("российский или русский - повод для дискуссии") есть этап между империей и мультикультурализмом. Таким образом национализм признаётся не самоцелью, а вынужденной временной прокладкой на пути в прогрессивную Европу. По Ходорковскому, процесс встраивания в западный глобализм у России не получиться как у Чехословакии - мирно и спокойно, поскольку варвары и дикари. А потому надо иметь в себе силы подождать и сделать ставку на национализм, пусть даже ради этого понадобиться воевать за Кавказ (понятно, что сам Ходорковский воевать будет только на словах, из Швейцарии или Лондона). При этом Ходорковский исходит из того, что русские должны договариваться с другими национализмами - татарским, якутским, башкирским, которые, по мнению бывшего зэка, имеют право на существования. Замечу, не народами, а именно националистическими движениями этих народов. Таким образом, понятно, хоть об этом Ходорковский не упомянул, что в его понимании Россия обречена на конфедерацию с максимальной автонономностью национальных республик. А это смертельно опасно для России, как, впрочем, и сам европейский национализм как таковой - построенный на превосходстве одного народа над окружающими, что по своей сути есть отрицание основ русской имперскости.

Более того, Ходорковский в мечтаниях о послепутинской России повторяет давнюю идею компрадоров сделать управление страной не президентским, а парламентским. Не вождистским, на основе яркого лидера, а с помощью набора "авторитетных людей", которые создадут некий орган "на месте Путина" - "будь то парламент, будь то конституционное совещание". На практике это примет вид обновлённой семибоярщины, управляющей из-за кулис "авторитетными людьми", играющими роль националистов. Этакий ручной олигархический национализм. Надо ли говорить о том, что это станет ещё одной бомбой, заложенной под целостность страны. В таком случае особенно цинично звучат слова Ходорковского о первостепенной важности для граждан территориальной целостности страны. И его душещипательное и кричащее ("если вы спросите меня...") признание о том, что Кавказ - завоёванная нами земля и он пойдёт воевать за неё.

Тем не менее, прекрасно понимая лживость заявлений Ходорковского, нельзя отрицать того факт, что для его поклонников и всех рукопожатных креаклов это стало полным разрывом шаблонов, который они никак не могут осознать до сих пор. Вообще, первые же послетюремные интервью МБХ продемонстрировали, насколько он выше и масштабнее как личность всей это оппозиционной шушеры. В нём видны воля, ум и реализм мышления - при том что является страшной сволочью. Исчезло молодецкое гарцевание, свойственное юным и по-большевистски наглым олигархам 90-х. Сиплый голос придаёт вид полного спокойствия в духе питона Каа, что бандерлоги по своей бандерложьей привычке приняли за слабость и сломленность. Ходорковский вообще во многом старается быть похожим на Путина: он не суетится и делает вид, что выше всей политической суеты.

Бандерлоги-креаклы возбуждённо предвкушали, что он по выходу из тюрьмы тут же встанет с ними в один ряд, возглавит их "болото" и с криком "ура!" пойдёт на Путина. Нет, не таков Ходор. Он сразу же дал им по носу и указал на то, что будет над схваткой ("мудрым над-"), а не её участником - опять же, в подражании ВВП. Он хочет быть не лидером бандерлогов, которых, по верному замечанию МБХ, Путин "вынес за скобки", но их духовным и интеллектуальным пастырем, мыслителем, взращивающим в компрадорской антипутинской тусовке "авторитетных людей" и вырабатывающим для них долгосрочную стратегию подрывной деятельности в России. При этом категорически исключая себя из этой тусовки и дорожа своей позицией "над". Не случайно на Западе с первых же дней принялись раскручивать Ходорковскому образ нового Солженицына, который из-за рубежа задаёт диссидентский тон, является "совестью нации", издалека вдохновляющей "свободных граждан" на борьбу с "режимом". Не случайно на это быстро и жёстко отреагировал Дмитрий Киселёв, резонно указав на существенную разницу между писателем и бандитом-олигархом.

Таким образом, Ходорковский не соврал, когда заявил и постоянно повторяет, что не будет заниматься политикой и что борьба за власть не его дело. Он не будет бороться с Путиным на прямую и не позволит превратить свою фигуру в очередной жупел оппозиции "а-ля" Навальный (ибо это смерти подобно). Ходорковский собирается играть вдолгую, выстраивая стратегию на десятилетия вперёд - это хорошо видно и по его интервью Би-би-си. Что ж, это достойный соперник Владимира Владимировича и будет интересно вести с ним борьбу. Хотя и достаточно опасно - повторю, будь на месте ВВП, впаял бы олигарху и третий срок, тем более что вполне заслуженный. Однако, как известно, если Путин принял какое-то решение, то продумал его досконально, и до сих пор по-крупному не просчитывался ни разу. Ходорковский может быть спокоен, ледоруб ему не светит при любых обстоятельствах - стиль у Путина другой, он привык терпеть своих врагов до последнего. Разве что западные друзья разочаруются и пришлют полоний или повесят шарфик.

РМ

Ходорковский, Большая Игра, компрадорская элита, Путин

Previous post Next post
Up