Россия стала консервативной

Dec 10, 2010 15:15


В последнем номере журнала "Однако" Михаил Леонтьев обстоятельно побеседовал со своим хорошим товарищем Владимиром Сурковым. Интервью получилось знаковым и удачно дополняющим статью Путина и Манифест-2010. В словах Суркова есть много очень откровенного и того, что поможет думающему человеку понять замысле власти, её реальные чаяния и проблемы. Не просто хулить власть и писать свои умозаключения исходя из превратных понятий о ней (как принято у большинства аналитиков), а скрупулёзно пытаться понять её и только потом делать выводы.

Приведу только, на мой взгляд, самые значимые цитаты Суркова и их соответствие с другими словами на эту же тему, в том числе и моими.

В. Сурков: "Я действительно считаю - возможно, я не прав, - что отказ от советского проекта - это был отказ от сверхчеловеческих целей. Но «сверхчеловеческий» - это значит античеловеческий, по большому счету. И люди, которые довольно долго шли вперед под ультраидеалистическими лозунгами и претендовали на очень многое, увидели, что они буксуют и у них не получается, не хватает ресурса, что совершены глубокие системные ошибки, и захотели нормализации. Они захотели «жить как люди». То есть мирно, спокойно, ходить на работу, иметь рядом хороший супермаркет, не ставить себе больших целей, не служить в армии. В общем, жить не напрягаясь. То есть это была революция обывателей. Мы хотим просто жить, отстаньте от нас, хватит с нас «миссии», мы устали от сверхчеловеческих усилий".

Гумилёв Л. Н.: ""После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Они уже научились понимать, что индивидуальности, желающие проявиться во всей оригинальности, представляют для соседей большую опасность. Однако избежать ее можно, если сменить общественный императив. Достаточно лишь измыслить или вообразить идеального носителя наилучшего стереотипа поведения, пусть даже никогда не существовавшего, и потребовать от всех, чтобы ему подражали".

РМ: "В древнем мире, по Гумилёву, люди создали такого идеального носителя в виде царя как бога. В новое время, в период "золотой осени" Европы (XVII-XIX вв) "аналогичный принцип нашел воплощение в образе "джентльмена", честного и воспитанного человека, которому полагалось по мере сил. Уклонение от подражания осуждалось даже не законом, а общественным мнением". Общественным мнением! То есть сочетанием ПРАВА и ПРАВДЫ! Всё как по нотам, точность в точности как свойственно людям в фазе инерции. Только в России, очень много копирующей с Европы, которая эти стадии проходит на 3-4 века раньше, будет тем не менее создан не образ джентльмена, а образ в меру верующего в меру добропорядочного в меру собственника, любящего отечество и семью (опять же - в меру).  При этом в период "золотой осени" происходит рост благосостояния государства и населения, укрепление общественных институтов, сильное развитие культуры и науки, возможно, даже расширение территории".

В. Кожинов: "Нынешняя Дума (ранее Верховный Совет) всё-таки - при любых возможных оговорках - тоже создавалась страной, а правительство, если говорить начистоту, несколькими десятками людей в Москве... Но вместе с тем ясно, что дореволюционная Дума была в основе своей "прогрессивна", а сегодняшняя - за исключением отдельных "фракций" - "консервативна". Но это ведь означает, что и страна ныне (в отличие от её устремлений в начале XX века) "консервативна", что она против того "прогресса" (в действительности, конечно, совершенно мнимого), который, скажем, уже поставил экономику на уровень краха.

В. Сурков: "Можно провести простой эксперимент, не отходя от стола: сейчас заходим в Интернет, вбрасываем туда любой тезис. Через какое-то время отзывы будут 50 на 50. Первая волна может быть в пользу чего-то одного, вторая будет против. Но в целом все сбалансируется. Всегда можно найти за и против. Я уверен, что нет задачи все население увлечь и вовлечь. Есть задача вовлечь достаточное количество людей".

Манифест-2010: "Революция как принцип и способ решения политических, экономических, культурных и социальных проблем нами отвергается. Мы отрицаем ее не только в прямой форме - как кровавый бунт и тотальное насилие - но и в скрытом виде - как ползучее государственное разложение, хроническую общественную болезнь и духовное обнищание человека.
Пришло время сказать: революции закончены - забудьте!"

РМ: ""С середины 1920-х годов страна стала работать и жить «на пределе возможностей»", - совершенно точно подмечена в Манифесте-2010 главная особенность большевистской России, но по дальнейшему описанию можно косвенно понять, что такой стиль жизни "на пределе возможностей" авторам Манифеста не нравится. Как и Владимиру Путину, о чём он иногда говорит прямо".

В. Путин: "Что касается создания здесь хорошей техники, то, конечно, это хорошо было бы, но для этого нужны миллиардные капиталовложения в строительство и модернизацию предприятий, а замещение импорта - это не то, за что надо положить жизнь".

РМ: "Революции, войны, расширение территории, коллапсы и прочие виды чрезмерной активности свойственны людям, когда суперэтнос находится в стадии роста (у нас 15-17 век), перегрева (18-19 века) и надлома (20 век). Подобные неприятности, особенно в переходные моменты из стадии в стадию, могут и вовсе погубить цивилизацию, если она невзначай переоценит свои силы, к чему мы за пять веков были не раз близки. Однако в случае перехода суперэтноса в стадию зрелости (инерционную) общество успокаивается, пассионарии, убитые в разного рода авантюрах и масштабных подвигах, оказываются в меньшинстве, а внутреннюю политику диктует законопослушное и мещанское большинство. Впрочем, оно еще не слишком мещанское, чтобы забыть о делах государственной важности, об укреплении страны, развитии её благосостояния и так далее. В таком состоянии суперэтнос способен просуществовать не один век, развиваясь и добиваясь огромных успехов в обустройстве собственной жизни, но не претендуя на подвиги минувших лет. Пока не вступит в стадию старения и затухания. Инерционную фазу Гумилев называл "золотой осенью" цивилизации.

В. Сурков: "Есть две версии: либо все это остыло и пора выносить. Либо это временное состояние и будет опять ренессанс. Я абсолютно уверен, что народ - тут я перейду к традиции - с такой исторической памятью не может просто уйти. Так не бывает. Я уверен, что найдется довольно людей, которые поверят в Большие цели".

Сурков, теория пассионарности, Гумилев, власть, Кожинов, Россия, Путин

Previous post Next post
Up