Концепция здоровой традиционной семьи. "Наш ответ Чемберлену"

Jun 19, 2013 11:53

В начале июня депутат Елена Борисовна Мизулина представила проект "Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года". Я не стану его комментировать, поскольку текст концепции говорит сам за себя. Приведу только все ключевые положения концепции - от описания состояния семьи до предложений по её защите. И замечу, что во многом это повторяет политику в отношении семьи, предложенную в научном макете Конституции Сулакшина, и по сути является российским ответом на разрушение традиционной семьи со стороны Запада. Подписываюсь под этой концепцией сам и предлагаю всем, в особенности г-ну Кургиняну и родительскому движению, сделать то же самое.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Семья - сложное социокультурное явление. Специфика и уникальность семьи в том и состоит, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. Сущность и смысл семьи состоит не просто в воспроизводстве населения, а в продлении рода в самом широком смысле слова. Семья выступает как связующее звено поколений рода. Через нее род развивает заложенные в его природе душевно-духовные качества. В памяти рода, в его вере семья обретает бессмертие. В народном сознании древнерусского человека род (семья, родственники, племя), народ, Родина связаны не просто одним морфологическим корнем, а отражали специфику миропонимания, идею развития общества. Русское православие усиливает духовное содержание рода и семьи. Семья выступает не только социальным сообществом супругов, родителей и детей, но и духовной ячейкой, "малой церковью". Такой подход к институту семьи позволяет акцентировать внимание не на частных проявлениях проблем семьи, а видеть ее в контексте развития того социума, из которого она вырастает.

2. Государственная семейная политика - система целей, задач, принципов, приоритетов и мер, направленных на укрепление, развитие и защиту института семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей, повышение социальной роли семьи в жизни общества и стратегии развития России. Государственная семейная политика Российской Федерации направлена на укрепление и развитие института семьи, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей, улучшение положения семей с несовершеннолетними детьми, защиту семьи, в том числе от незаконного вмешательства в семейную жизнь, и оказание ей содействия в осуществлении ее основных функций и на этой основе повышение уровня семейного благополучия, улучшение демографической ситуации в стране, разрешение проблемы социального сиротства.

3. Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области семейных отношений, учитывающими важность сохранения традиционных семейных ценностей, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, с учетом отечественного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

4. К традиционным семейным ценностям в рамках настоящей Концепции относятся ценности брака, понимаемого исключительно как союз мужчины и женщины, основанный на регистрации в органах государственной регистрации актов гражданского состояния или совершаемый в соответствии с религиозными традициями, составляющими неотъемлемую часть исторического наследия народов России, заключаемого супругами с целью продолжения своего рода, рождения и совместного воспитания трех и более детей, основанного на уважении к родителям и авторитете родительской власти, характеризующегося добровольностью, совместным бытом и проживанием под общим кровом, устойчивостью брака, связанной с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению.


СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ
1. Семья является базовым фундаментальным условием функционирования российского общества, важнейшим элементом его самоорганизации. Об этом свидетельствуют данные переписей населения 2002 и 2010 годов, опровергающие достаточно распространенное мнение о том, что семья перестала быть «ячейкой» российского общества iii. 89% россиян предпочитают семейный образ жизни. За период между переписями населения 2002 и 2010 годов число россиян, живущих в семьях, увеличилось на 4%. Эти данные подтверждаются и результатами выборочного обследования, проведенного РОССТАТом в сентябре-октябре 2009 года, «Семья и рождаемость». Для 70% россиян семья и регистрация брака входят в пятерку наиболее важных для них жизненных целей.

2. В то же время современная российская семья значительно отличается от традиционной своей структурой: возросло число неполных семей, сократилось количество многопоколенных семей, увеличилась доля однодетных семей. Обыденными явлениями стали взаимоотчуждение супругов и рост числа разводов, сожительство без регистрации брака и рост рождений детей вне брака, масштабы социального сиротства или сиротства детей при живых родителях. На протяжении почти тысячелетия традиционной для России являлась многодетная семья, основанная на супружестве отца и матери. Даже последнее дореволюционное поколение женщин (1914-1918 годов рождения) и уже в советское время сохранило верность традиции. 42,3% женщин этого поколения стали многодетными матерями, родив троих и более детей. Матерью с одним ребенком стала только каждая пятая женщина того поколения. Тогда как в современной России 2 из 3 матерей имеют по одному ребенку, а многодетными становятся не более 7% женщин.

Многодетные семьи составляют 5,8% от общего числа семей с несовершеннолетними детьми. Утрачиваются традиции многодетной семьи, в которой старшие дети присматривают за младшими, примеряя на себя роль взрослого воспитателя. Эти отношения, возникающие между братьями и сестрами, невозможно заменить отношениями между ребенком и родителями. Возможно и с этим связано то, что современные дети, будучи окружены только взрослыми членами семьи, не взрослеют достаточно долго. Правда, согласно данным социологического опроса россиян, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады 23-26 июля 2010 года, более 1/3 россиян идеальной для себя считают семью с тремя и более детьми, которую они хотели бы иметь, если бы имели все необходимые для этого условия.

3. Меры демографической политики 2006-2012 годов улучшили демографические показатели. Уровень рождаемости вырос на 15 % , по вторым рождениям - на 17, 5 %, по третьим - на 26, 3%. Уровень смертности снизился на 10 %. В среднем на 2,3 года увеличилась продолжительность жизни россиян, и составила в среднем 69,8 лет, для женщин - 75,6 года, для мужчин - 64 года. В 2011 году впервые за последние 12 лет отмечено не падение, а рост численности детского населения. По сравнению с 2010 годом численность детского населения увеличилась на 600 тыс.человек. Однако принятые меры демографической политики, обусловленные прежде всего задачами увеличения численности населения России, мало повлияли на современное состояние института семьи.
4. По прежнему среднестатистической российской семьей является семья с двумя родителями, состоящими в браке, и одним ребенком (67% семей против 68% в 2002 году). В однодетных семьях проживает почти половина несовершеннолетних детей. А это значит, что ребенок проводит свободное время дома среди взрослых, и практически лишен полноценного общения с сиблингами (братьями и сестрами).

5. Современное российское общество относится более терпимо к неполным семьям, в то время как в традиционной российской семейной культуре неполная семья являлась скорее исключением. Между переписями населения 2002 и 2010 годов число полных семей сократилось на 11,2%, а число неполных семей выросло на 3%. В сравнении с 1996 годом доля неполных семей выросла в 2,5 раза. Каждый 3-й ребенок проживает в неполной семье, 88% из них это материнские семьи. Семья без отца становится нормой. Между тем, социализация детей из неполных семей уже с дошкольного возраста характеризуется некоторой неполноценностью. У детей из неполных семей отсутствует образец гармоничных межличностных отношений между мужчиной и женщиной, на который они могли бы ориентироваться в будущем.

6. В традиционной русской культуре основным типом семьи была большая многопоколенная семья, в которой совместно жили несколько поколений родственников, один из которых выполнял роль главы рода. Постоянное и тесное сотрудничество трех поколений в семье - не анахронизм, а необходимое условие разрешения духовного кризиса семьи и общества. Современные дети воспитываются в однопоколенных семьях в непосредственном взаимодействии только с родителями. Воспитательное влияние бабушек и дедушек в таких семьях значительно снижено. <...>

7. Рождение ребенка усиливает для семьи риски попасть в категорию бедных (малоимущих) семей. Почти 10 миллионов детей (если судить по числу получателей стандартных региональных пособий, условием выплаты которых является доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, установленного на ребенка в субъекте Российской Федерации) или 4 из 10 детей проживают в малоимущих семьях. Малоимущие семьи с несовершеннолетними детьми более чем на 30% беднее малоимущих бездетных семей. <...>

8. В современной российской семейной культуре развод и рождение вне брака уже не являются аномальными явлениями. С 1992 года началось стабильное увеличение числа семей, основанных на незарегистрированном браке, следствием которого стало увеличение числа внебрачных детей. Доля внебрачных детей хотя и снижается, но остается высокой в общей численности детского населения. Ежегодно каждый 3-й ребенок, а с 2010 года - каждый 4-й ребенок рождается вне брака. Но даже сам факт регистрации брака еще не является гарантией его устойчивости. Внутрисемейные конфликты, распад семьи, разводы стали более привычными явлениями, чем крепкие, устойчивые, благополучные семьи. Распадается почти каждый второй брак. В 2011 году на 1000 браков приходилось 509 разводов, в 2012 году - уже 529. 60% браков расторгаются в первые 5 лет совместной жизни. Увеличилась доля разводов супругов, имеющих несовершеннолетних детей. Если в 2005 году каждый второй развод был связан с 18 несовершеннолетними детьми, то в 2011 году на 3 развода приходится развода супругов, имеющих несовершеннолетних детей. Между тем, нахождение в браке влияет на принятие женщиной решения о рождении второго или последующего ребенка. <...>

9. Настоящим бедствием для института семьи стали аборты. В 2011 году проведено 989 375 абортов. Более 16 тыс. из них, у несовершеннолетних, достигших 15 лет, были произведены без согласия, и, скорее всего, без ведома родителей. По экспертным оценкам реальное число абортов в 5-8 раз больше и достигает 5-8 млн.в год. Каждая 10-я женщина, и почти каждая 3-я несовершеннолетняя, беременность которой прерывается посредством аборта, является первобеременной. И хотя благодаря мерам демографической политики число учтенных абортов за последние 5 лет имеет устойчивую тенденцию к снижению, однако, сохраняется отношение к абортам как к обычной медицинской процедуре, защищающей право женщины на материнство. Именно такое отношение является идейной основой для процветания «теневого» «абортивного» бизнеса. Аборт все более становится делом привычным и абсолютно приемлемым. При молчаливом попустительстве общества аборты превращаются в массовый террор против собственных детей, в отрицание ценностей семьи, святости брака и святости материнства, права на отцовство.

10. Наглядным показателем ослабления института семьи является высокий уровень социального сиротства. 84% детей без попечения родителей 19 - социальные сироты или дети родителей, лишенных родительских права или ограниченных в родительских правах. Отобрание ребенка из кровной семьи, лишение родителей родительских права, их ограничение в родительских правах стали самыми распространенными инструментами политики разрешения семьи и как следствие - воспроизводства социального сиротства. <...>

Само по себе наличие несовершеннолетнего ребенка в семье становится достаточным основанием для бесцеременного вмешательства представителей органов опеки и попечительства, органов внутренних дел во внутренние дела семьи, проникновения в жилище, постановки семьи на учет семей, находящихся в социально опасном положения, и контроля за такой семьей, в том числе с применением мер индивидуальной профилактической работы как к детям, так и к родителям. <...>

Эта практика, ассоциируемая в общественном сознании с «ювенальной юстицией» или произвольным вмешательством чиновников в внутренние дела семьи, подрывает авторитет родительской власти, противопоставляет права детей правам родителей и вызывает обоснованный общественный протест. Такая практика, основанная на неопределенности и противоречивости семейного законодательства, дающего волю усмотрению чиновников, дорого обходится государству. Консолидированный бюджет, включающий расходы на финансирование учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, выплату пособий на детей, оплату труда приемных родителей, обеспечение жильем детей этой категории по достижении ими совершеннолетия, исчисляется в пределах 100 млд. долларов. Отбирая ребенка из кровной семьи, государство вынуждено тратить миллиарды рублей на финансирование институтов, заменяющих кровную семью ребенка (детских домов, опекунских семей, в первую очередь в форме возмездной опеки). <...>

11. Современное состояние института семьи в России в значительной степени обусловлено политическими и социально-экономическими процессами, происходившими в ХХ веке. 12. Первый сокрушительный удар по традиционным семейным ценностям был нанесен социальными экспериментами 1917-1920 годов. Будучи одержимы идеей создания нового коммунистического порядка и нового человека, большевики сознательно разрушали семью как один из оплотов самодержавия. Они враждебно относились к буржуазному браку и семейному воспитанию детей, считая своей задачей отменить в будущем брак вообще, но первоначально сделать его хотя бы неустойчивым. Особое значение придавалось антирелигиозной и антицерковной пропаганде. <...> Непродуманные и неподготовленные социальные эксперименты 80-х-90-х годов прошлого столетия стимулировали нарастание разрушительных тенденций в семейных отношениях. Россию начинают активно втягивать в систему отношений, свойственных западной цивилизации, с ее фетишизацией прав и свобод человека, в том числе прав сексуальных меньшинств.

13. Одной из причин разрушения традиционных для России семейных ценностей, связанных с взаимоотношениями родителей и детей, явилось привнесение в современную российскую семейную культуру принципа приоритета прав ребенка, понимаемое как приоритет по отношению к правам родителей. Между тем Конвенция ООН о правах ребенка не противопоставляет права детей и права родителей, а, напротив, последовательно признает приоритет прав и обязанностей родителей руководить и управлять ребенком в осуществлении его прав, в том числе в реализации права ребенка на свободу мысли, совести и религии (статьи 5, 14 и 27 Конвенции ООН о правах ребенка), важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка. <...>

14. Восстановление традиционных семейных ценностей должно начаться с совершенствования семейного законодательства. Семейный кодекс Российской Федерации был принят в 1995 году и ни разу не подвергался системному анализу и пересмотру. Между тем за двадцатилетний период истории России в условиях новой Конституции Российской Федерации отраслевое законодательство России существенно изменилось, появилось объемное и развитое региональное законодательство. Положения же семейного законодательства, умаляющие роль родителей в решении вопросов воспитания и развития ребенка, узаконивающие свободу усмотрения для органов опеки и попечительства при принятии решений, связанных с вмешательством в семейную жизнь, остаются незыблемыми. Семейное законодательство игнорирует начавшиеся стихийно процессы восстановления института церковного брака. Эксперты отмечают рост числа браков, заключаемых по религиозным обрядам, без их регистрации в органах записи актов гражданского состояния.

15. Одной из причин массового распространения абортов является несовершенство законодательства об охране здоровья граждан. Согласно этому законодательству аборт - не есть умышленное умерщвление живого организма, умышленное «изгнание плода», а всего лишь медицинская процедура - прерывание беременности. Поскольку сам термин "аборт" в законодательстве не определен, то к абортам не относятся и не учитываются в общем числе абортов медикаментозные аборты, осуществляемых с помощью специальных лекарственных средств, которые сами медики метко окрестили «бэби-капут». <...>

20. Ослабление института семьи и традиционных семейных ценностей происходит на неблагоприятном информационном фоне, изобилующем агрессивной пропагандой семейного неблагополучия, насилия, пронизанного неуважением к родителям и ненавистью к детям. Сохранение этих разрушительных процессов в семье и обществе ставит под угрозу перспективу сохранения российского народа. Выход из сложившейся ситуации может обеспечить восстановление традиционных семейных ценностей святости брака, уважения родительской власти, прочности многодетной многопоколенной семьи, любви к детям, проявляющейся, в том числе в любви к ребенку еще находящемуся в утробе матери, в сближении церкви и государства ,особенно в сфере семейных отношений.

ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ

1. Целями семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:
1) повышение уровня семейного благополучия,
2) усиление социальной роли семьи в жизни общества (решении общегосударственных задач),
3) создание условий для выполнения семьей ее основных функций.
Благополучная семья - экономически обеспеченная (включая меры социальной поддержки) и социально активная семья, состоящая из супружеской пары и двух или более детей или ориентированная на их рождение.
<...>

3. Основными задачами политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:
1) пропаганда семейного благополучия и традиционных семейных ценностей,
2) укрепление института брака, сокращение числа разводов, в первую очередь разводов супругов, имеющих несовершеннолетних детей, рождений детей вне брака,
3) совершенствование системы профилактики абортов, оказания помощи беременным женщинам в целях сохранения беременности, регулирование применения репродуктивных технологий и суррогатного материнства,
...
8) создание инфраструктуры семейного отдыха, оздоровления и досуга, включая создание семейных парков,
9) защита семьи от незаконного вмешательства в семейную жизнь, социальная защита семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации,
10) расширение участия Русской православной церкви, а также других религиозных организаций граждан, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, иных общественных организаций в принятии решений в сфере семейных отношений, в укреплении духовно нравственных основ семейной жизни.

4. Решение задачи по пропаганде семейного благополучия и традиционных семейных ценностей включает в себя:
- пропаганду благополучия полных семей с несколькими детьми, формирование позитивного образа многодетных семей, многопоколенных семей,
- пропаганду ответственного отцовства, материнства и формирование позитивного образа отца и матери,
- формирование негативного общественного отношения к абортам как к акту насильственного умерщвления человеческого организма,
- разработку системы мер оказания помощи россиянам в восстановлении родословных их семей,
- усиление государственной поддержки в работе по формированию ответственного отношения молодежи к браку и семье, к репродуктивному
здоровью и поведению.
- разработку и внедрение образовательных программ подготовки подростков и молодежи к созданию семьи и семейным отношениям на основе традиционных семейных ценностей,
стимулирование создания произведений культуры и искусства, пропагандирующих традиционные семейные ценности,
- организацию всероссийского конкурса "Семья года".

5. Решение задачи по укрепление института брака, сокращению числа разводов, в первую очередь разводов супругов, имеющих несовершеннолетних детей, рождений детей вне брака включает в себя:
- совершенствование положений семейного законодательства о заключении брака, включая отнесение свидетельства о венчании к документам, являющимся основанием для государственной регистрации заключения брака и выдачи свидетельства о заключении брака,
- совершенствование положений, регламентирующих алиментные обязательства родителей и детей, включая установление минимального размера алиментов, выплата которых не должна зависеть от наличия или отсутствия дохода у родителя, обязанного уплачивать алименты;
<...>
- восстановление правила о допустимости отступления от принципа равенства прав супругов при разделе имущества в случае расторжения брака в пользу того из них, с кем остаются дети после расторжения брака,
- усиление гарантий прав родителей на равное воспитание детей, включая предоставление работающим отцам права на оплачиваемый двухнедельный отпуск в связи с рождением ребенка, который он вправе использовать в любое время в течение трех месяцев со дня рождения ребенка;
- внедрение службы медиации для разрешения внутрисемейных конфликтов, в том числе связанных с воспитанием детей, предупреждения
поспешных разводов,

6. Решение задачи по совершенствованию системы профилактики абортов, оказания помощи беременным женщинам в целях сохранения беременности, регулированию применения репродуктивных технологий и суррогатного материнства, включает в себя:
- усиление мер поддержки беременных женщин, включая введение ежемесячного пособия по беременности для беременной женщины, находящейся в трудной жизненной ситуации, которое предоставляется со дня постановки на учет в связи с беременностью и до наступления отпуска по беременности и родам;
- предоставление женщине, имеющей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и проживающей на территории Российской Федерации, права на единовременную выплату в размере 12 000 рублей из средств материнского (семейного) капитала на приобретение товаров для новорожденного ("бэби-бонус"),
- усиление гарантий прав беременных женщин на получение информации о проведении аборта и его последствиях, о праве отказа от проведения аборта, включая введение обязательного "доабортного" консультирования беременных женщин, намеревающихся прервать беременность;
- предоставление беременной женщине права прослушивания сердцебиения ребенка до подписания документа об информированном добровольном согласии на проведение аборта;
- включение в образец информированного добровольного согласия женщины на проведение аборта положений о негативных последствиях аборта для здоровья женщины, праве
женщины отказаться от проведения аборта, государственных мерах поддержки беременных женщин;
- разрешение проведения аборта у несовершеннолетней при наличии письменного согласия одного из ее родителей либо законных представителей;
- определение термина аборт, отнесение к нему не только хирургического, но и медикаментозного и мини абортов;
- введение процедуры получения письменного информированного добровольного согласия беременной женщины на проведение пренатальной (дородовой) диагностики. Документ должен содержать информацию о целях и возможных негативных последствиях диагностики для здоровья как женщины, так и ребенка, определение термина «профилактика абортов» как деятельности направленной на сохранение беременности и рождение ребенка,
- введение института анонимного оставления матерью новорожденного в возрасте до 6 месяцев в специально создаваемых для этого местах, безопасных для жизни и здоровья ребенка (больницах, монастырях, др.),
- усиление ответственности за нарушение законодательства об абортах,
- создание при медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в сфере акушерства и гинекологии, социально-психологических служб (центров, кабинетов психологов), ориентированных на профилактику абортов и сохранение беременности, включая организацию системы подготовки психологов по "доабортному" консультированию беременных
женщин на основе положительного опыта реализации проекта "Ты не одна" Всероссийской программы "Святость материнства",
- совершенствование законодательства о репродуктивных технологиях и о суррогатном материнстве, в том числе ограничение круга лиц, к которым они могут быть применены, супружескими парами, страдающими бесплодием, включая устранение пробела в семейном законодательстве в части установления происхождения ребенка, рожденного суррогатной матерью;
- возложение обязанности на биологических родителей в случае отказа от ребенка, рожденного суррогатной матерью, выплачивать алименты на его содержание в соответствии с семейным законодательством;
- устранение противоречия между законодательством об основах охраны здоровья и семейным законодательством применительно к возможности применения репродуктивных технологий одинокими женщинами и лицами, не состоящими в браке между собой, установление перечня оснований, допускающих применение репродуктивных технологий указанными лицами.

...

нравственное государство, Мизулина, традиционные ценности, дети, семья

Previous post Next post
Up