Фильм "Легенда № 17" как художественное произведение не впечатлил. Это вполне себе попсовый продукт среднего пошиба с голливудскими клише и выверенными приёмами - ни традиционной русской глубины, ни раскрытия образов, ни выражения глаз или музыки, от которых рвётся сердце. Ничего, что можно было назвать прорывом и возвращением к традициям великого кино и великой культуры. Но он цепляет. Чем же? Он цепляет тем, что в фильме, пусть и не талантливо, но говорится о чём-то родном и понятном всем, о том, о чём мы так соскучились. О мальчишке из обычного двора, который преодолевая все препятствия, заставляет гордиться собой и страной. Преодоление, командный дух и гордость за наших - вот то, что давно хотели увидеть русские люди, уставшие от опошления и очернения собственной страны, её прошлого, настоящего и будущего. Преодоление, командный дух и гордость за наших - это как раз то, что и сняли авторы фильма "Легенда № 17". Пусть и по голливудским шаблонам, пусть и без какой-либо игры актёра в главной роли (спасибо, что Меньшиков и Меньшов не подвели и вытянули). Но о настоящих переживаниях и чувствах, о простых и очень важных истинах.
Гимн СССР на враждебной хоккейной площадке, простые русские ребята, внешне неказистые, но на самом деле великолепные сыны Родины, великий тренер-мучитель-отец, сталинскими методами сколотивший великую команду-звезду, а не команду звёзд, преодоление простым мальчишкой всех препятствий ради заветной мечты "побить канадцев" (от ссылки в Чебаркуль и избиение шайбами до искушения предательством) и, наконец, сама победа, пусть и спортивная, но великая, невыдуманная, ещё живая в памяти народа - вот тот несложный набор, который вдохновил наших зрителей идти в кинотеатры и голосовать рублём. Идти толпами и смотреть первый послесмутовский русский фильм, в котором воспевается не разрушение, а созидание и любовь к жизни как к борьбе. Да, не шедевр, но искренний и чистый, понятный и жизнеутверждающий. Оказывается, не много-то и надо, чтобы вернуть нас в кинотеатры и на отечественные фильмы. А шедевр - тот самый первый, когда мы выйдем из кинозала, долго будем потрясённо молчать, а потом тихонько выдохнем "вот оно" - он обязательно появится, рано или поздно появится... Когда мы окончательно выйдем из тупика и вернём себе свои духовно-нравственные ценности и высшие смыслы, когда поймём свои истинные ориентиры и начнём работать, тяжело и весело вкалывать ради их достижения. Как говорил Меньшиков-Тарасов, "хоккей (читай: жизнь как борьба) - это же весело!"
На днях умер Алексей Балабанов. В отличие от авторов фильма "Легенда №17" он был талантливым и выдающимся художником.
Его можно было бы назвать гением, если бы не его изуродованный внутренний мир, если бы не отравленная миазмами душа во время тотального разрушения и падения в бездну, в 80-е и 90-е, когда великая культура рушилась вместе с великой империей. Балабанов был настоящим певцом декаданса. Великолепным певцом, затрагивающим самые тонкие нотки той великой боли, разрывавшей русское сердце от тоски и самопредательства, вытаскивающим то сгнившее и разрушенное, что было в нас и что мы тщательно от себя прятали. Как истинный певец декаданса, Балабанов был разрушителем, он не был способен на светлое и вечное. Свой талант, свою божью искру он загубил в этих вечных "грузах 200", "жмурках" и "морфиях" и никогда не способен был бы родить свою "Балладу о борьбе, или "Песнь о тревожной молодости", или "Девять дней одного года". В его мире уроды побеждали людей. В то время как в нашем, реальном мире, уроды, поначалу побеждая людей, вскоре понимали, что они бессильны перед людьми, если в них живёт Господь. Если добро и могло в его фильмах побеждать зло, то только с помощью убийства, насилия и уничтожения уродов. Но побеждая уродов только уродскими методами, без внутренного очищения, они сами становились если не уродами, то заражёнными уродством и оттого внутренне больными, озлобленными и воспалёнными. Данила Багров - это образ русского пацана, который потеряв в Чечне веру в светлое и вечное пытается избавиться от уродов уродскими методами, не преображая свой внутренний мир, не обретая внутри себя истинные идеалы и цели. Он постоянно как бы чем-то болен, он живёт в тумане из сумрачных песен так называемого русского рока. Этот тип больного русского мальчика, не сумевшего преодолеть в себе вирусы разрушения, занесённые в него извне, навязанные ему уродами, разрушивших его великую страну. Но в то же время в нём, этом парне, оставалось неприятие зла и уродства, он как может сопротивляется им, как умеет пытается дать им отпор, не покоряясь им полностью - вот тот нерв, который именно Балабанов смог увидеть и разглядеть в той разлагающейся России, в которой молодняк вдруг пошёл в кинотеатры на его "Братьев".
Балабанов - это страшная и отвратительная история разложения 80-х и 90-х, рассказанная талантливо и метко. В Балабанове жил дух того времени, он сам был частью того времени и не смог из него выбраться. Он остался в нём и не смог понять и почувствовать, что нация выздоравливает, и русским людям жутко опостылел этот вечный декаданс, они хотят светлого и доброго. Новое поколение русских мальчиков каким-то непостижимым образом почувствовало свою внутреннюю связь с великой русской историей и её высшими смыслами, и пусть неумело, но верно пытается теперь выгрести на правильный путь. Будучи лишённым памяти о психологической травме разрушенной империи, той самой травме, что насмерть поразила Балабанова, они напрочь отказываются от его фильмов, пахнущих жутью и мерзостью. Балабанов остался в прошлом, Россия двинулась в будущее, в созидание обновлённой империи. В последние годы фильмами Балабанова восхищались только русофобы-трупоеды, которые воспринимали их как доказательство отвратительности русского бытия. Что, конечно, не находило никакого отклика у самого Балабанова, который не имел ничего общего с русофобами и трагедию народа, всего человечества переживал с острым чувством сострадания, которое он прятал за маской немногословного равнодушного наблюдателя.
Великая трагедия России в том, что сотни и тысячи талантливых русских людей были похоронены под обломками империи и оказались способны только на воспевание разрушения. Знаком истинного возрождения России станет тот день, когда художник с уровнем таланта Балабанова создаст свою "Легенду № 17" и явит миру не добротную голливудскую story, а новый русский шедевр о светлом, добром и вечном - с глубиной художественного образа, прекрасной музыкой и теми смыслами, которые затронут тончайшие нити нашей души. Тот самый шедевр, посмотрев который мы выйдем из кинозала, потрясённо промолчим некоторое время и выдохнем "вот оно".
РМ