От редакции
"Россия навсегда": Автор данного анализа - Филипп Аммерман (Афины, Греция), финансовый аналитик, партнер международной консалтинговой компании Navigator Consulting Group и консультант Европейской тренинговой фундации по вопросам маркетинга и стратегии. Статья "Уничтожение Кипра" им написана специально для журнала "Успешный бизнес" (Кипр). Добавить к этому тексту можно только то, что несомненно, анализируемые действия политических сил Германии, обрушающих Кипр, наверняка несамостоятельны - это проамериканская элитная колонна германского и евросоюзного политического истеблишмента, разрушающая всю и без того шаткую конструкцию Евросоюза, сжигающая мосты с Россией, и так усугубленные кризисом недоверия. Но поражает стремительность процесса и самоубийственность поведения, казалось, вменяемых элит.
***
Канцлер Германии Ангела Меркель отметила: "В настоящее время банковский сектор не устойчив и испытывает огромные трудности ввиду действующей бизнес-модели. Если мы хотим предоставить помощь по ЕСМ, мы обязаны убедиться в том, что существует стабильный выход из сложившейся ситуации". Настойчивое требование еврозоны конфисковать банковские депозиты в кипрских банках почти не имеет ничего общего с желанием "спасти" Кипр, а направлено как раз на его уничтожение. План-сюрприз, который "протащили" в субботу 16 марта, предусматривал "налог" в размере 6,75% на депозиты, не превышающие 100 тысяч евро, и 9,99% на депозиты свыше 100 тысяч евро. И хотя часть этого "налога", который будет более уместно назвать конфискацией, была бы компенсирована за счет выпуска банковских облигаций, министры финансов еврозоны отошли от своей привычной прошлой практики и законодательных норм ЕС.
В частности, при любой рекапитализации и реструктуризации банков вкладчики защищены, а потери несут держатели облигаций. Кроме того, депозиты в размере до 100 тысяч евро в ЕС застрахованы на полную стоимость. Потерь для держателей облигаций предложено не было, хотя эта мера все равно бы не оказалась достаточной. Напротив, еврозона решила "подкорректировать" реальную ситуацию и назвала "стрижку" депозитов "налогом", а не прямой конфискацией.
Однако в основе этого вопроса лежит резкий отказ финансовых министров еврозоны понять реальную финансовую ситуацию. Пойдя на такую меру, они значительно подорвали доверие к европейской банковской системе. И хотя они заверяют, что речь идет об "уникальном в своем роде случае" (они использовали тот же термин и в отношении "стрижки" греческих гособлигаций), это лишь вопрос времени, прежде чем крупные задолженники - правительства Испании, Италии, Бельгии а, возможно, и Франции, - пойдут по стопам Кипра.
Еврозона имела в запасе около года, чтобы подготовиться к грядущему кризису, однако представила идею налога на депозиты в самый последний момент, как уже свершившийся факт. Именно это заставляет меня верить в то, что причиной тому стало не только глубокое непонимание современной финансовой ситуации, но и намеренная попытка "создать прецедент" на примере небольшого государства. Такая попытка была не так давно применена к Греции, однако, по-видимому, для неуемного аппетита немецкого политического класса "создавать прецеденты" на примере несчастных государств - и особенно мелких государств, - этого оказалось недостаточно.
Как я пришел к такому выводу? Благодаря простой оценке публичных заявлений немецких чиновников, которые столько раз менялись за последенюю неделю.
ТЕЗИС ОБ ОТМЫВАНИИ РОССИЙСКИХ ДЕНЕГ
Позиция Германии, которая укреплалась в течение последнего года, состоит в том, что Кипр является "раем" для отмывания денег российскими олигархами. Об этом свидетельствуют и заявления министра финансов Германии Вольфганга Шойбле, цитируемые Bloomberg: "Возникает подозрение - и это легко понять - поскольку российские инвестиции на Кипре настолько крупные, и в то же время кипрские инвестиции в России также высоки", - сказал Шойбле немецкому телеканалу ARD (2+Leif program). "Вы можете спросить, почему Кипр является вторым крупнейшим иностранным инвестором в России, и мы хотим получить ясные ответы на этот вопрос".
На самом деле, операции между Россией и Кипром проходят в рамках соглашения об избежании двойного налогообложения, которое наряду с такими факторами, как англоязычная бизнес-культура, 10%-ный налог для компаний-нерезидентов, а также легкая процедура регистрации и ведения бизнеса, превратили Кипр в привлекательный финансовый центр для российских компаний. Кипр регулируется европейским законодательством и Международной организацией по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF) при ОЭСР, а также в полной мере сотрудничает с Комитетом экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (MONEYVAL). Последний доклад MONEYVAL можно посмотреть здесь.
Таким образом, первая логическая ошибка состоит в том, чтобы наказать Кипр за преступление, которое он не совершал, - за то, что он привлекает российские инвестиции. Предположим, что за Кипром действительно числится это "преступление" и на острове отмывают российские "грязные" деньги. Каков выход? Неужели выход в том, чтобы уничтожить банковскую систему страны - то, чем в данный момент и занимается еврозона? Или может, выход заключается в том, чтобы ужесточить правила ЕС по вопросам отмывания денег, трансфертного ценообразования и схем по уклонению от налогообложения, которые влияют не только на Кипр, но и на такие юрисдикции, как Нидерланды, Люксембург, Лихтенштейн, Лондон, Джерси, Гернси, Ирландия, о. Мэн, Мальта и пр.?
Несомненно, Германия попыталась уничтожить и ирландскую экономическую модель, но ее план потерпел неудачу. Однако на Кипре, стране с населением всего в 860 тысяч человек, бизнес-модель оказалась "системно неадекватной" и у нее не было выбора.
СВЯТЫЕ НЕМЕЦКИЕ ДЕНЬГИ И ЗЛОСТНЫЕ РОССИЙСКИЕ ВКЛАДЧИКИ
Это ошибочная идея о финансовом крахе во избежание отмывания денег была фактически запущена Социал-демократической партией (СДПГ). СДПГ находится в середине неудачной избирательной кампании и хватается за каждую соломинку в попытке победить партию ХДС Ангелы Меркель. Как пишет немецкое издание Spiegel, СДПГ специально связала спасение Кипра с "незаконными российскими деньгами":
Немецкая оппозиция, левоцентристская Социал-демократическая партия, заявила, что одобрит пакет финансовой помощи Кипру только при определенных условиях. "Прежде чем СДПГ одобрит кредит для Кипра, бизнес-модель страны должна быть откорректирована", - заявил изданию Spiegel законодатель СДПГ Карстен Шнайдер. "Мы не можем использовать деньги немецких налогоплательщиков в качестве гарантий по депозитам из нелегальных российских денег в кипрских банках".
Отсюда вытекает явное заблуждение: все российские деньги на Кипре незаконные. А потому деньги немецких налогоплательщиков не будут использованы с целью помочь кипрским банкам. В связи с этим у меня возникает ряд вопросов:
1. Провела ли СДПГ аудиторские проверки депозитов в греческих, ирландских, испанских и португальских банках, прежде чем дать согласие на выделение им финансовой помощи?
2. Когда ЕЦБ продлил кредит в 1,1 трлн евро на дешевые кредиты в европейских банках в рамках программы долгосрочного рефинансирования, обозначил ли он разницу между банками, в которых были российские вклады, и теми, в которых таких депозитов не было?
3. Когда такие крупные американские корпорации, как Google, Yahoo и Starbucks прибегают к схеме оптимизации налоговых обязательств, известной как "Dutch Sandwich", что позволяет им сэкономить миллиарды долларов на европейских налогах, разве СДПГ провело расследование на предмет того, должны ли такие компании осуществлять свою деятельность в Германии или где бы то ни было в ЕС?
Несомненно, ответ на все три вышепоставленных вопроса - "нет". СДПГ просто использует кипрский вопрос в интересах своей жалкой избирательной кампании. Ну, а тот факт, что Кипр является третьей самой мелкой страной в ЕС, в то время как Германия - крупнейшим государством ЕС, является здесь решающим.
ПРОДОЛЖЕНИЕ...