Рекомендую два текста на эту тему:
первый из "России навсегда":
"В дезинтеграции России виноваты мы сами""В современной России с кризисных 90-х годов почти в два раза (с 16925 до 32997) выросло число сельских населенных пунктов, в которых проживают менее шести (!) постоянных жителей. Это означает, что более 21% всех сельских населенных пунктов практически обречены на исчезновение в течение ближайших лет. Население страны активно бежит в крупные города. Конечно, сама по себе урбанизация - не является чем-то страшным. Жизнь в городах комфортнее, возможности для трудоустройства больше, чем в сельской местности. Но те места, которые покидаем мы быстро заполняются другими. В период 2000-2009 гг. миграционная убыль Дальнего Востока составила 187 тыс. человек. Это единственный округ, где почти все субъекты, входящие в него, имеют отрицательное миграционное сальдо.
При этом на Дальнем Востоке насчитывается до 200 тыс. китайцев, то есть фактически на место каждого уехавшего или переселившегося россиянина приходится один поселившийся на Дальнем Востоке китаец, а ведь существуют и другие мигранты. Численность постоянного населения самая высокая в Центральном и Приволжском федеральных округах, а самая низкая - в Уральском и Дальневосточном. Таким образом, в Дальневосточном ФО, занимающем первое место по площади территории, проживает меньше всего населения в сравнении с другими округами. Если не предпринимать усилий, направленных на сдерживание миграционного оттока из наиболее важных с геополитической и экономической точки зрения регионов России - в первую очередь из приграничных районов Сибири и Дальнего Востока, - Россия потеряет проживающее там население. Это будет настоящая катастрофа для геополитической стабильности России.
Обезлюживание таких территорий, как Дальний Восток, Сибирь, ряда приграничных территорий может привести к подрыву целостности России, вызвать реальную угрозу ее суверенитету, экономической безопасности, а также поставит под сомнение вопрос касательно места России на мировой арене как сверхдержавы.
Отток населения в крупные мегаполисы ставит целый ряд проблем. Разрушение традиционного сельского уклада жизни. Неуправляемость процессов внутренней миграции. Ухудшение территориально-пространственной организации территорий. Усиление региональных диспропорций в развитии территорий. Уменьшение количества сельских населенных пунктов и поселков городского типа. Отсутствие регулирования расселения в соответствии с размещением производственных объектов (стихийность данных процессов) и др. Но если посмотреть на принимаемые правительством шаги, то мы слышим исключительно о необходимости трудовых иммигрантов из стран бывшего СССР. Насаждается миф о том, что коренное население России, мол, не хочет работать дворниками или продавцами. При этом в некоторых регионах уровень безработицы доходит почти до 50% (Ингушетия). На самом деле список необходимых мер весьма прост..."
Второй является
доктриной Центра по защите соотечественников за рубежом:
"В тексте Конституции Российской Федерации нет понятия «соотечественники, проживающие за рубежом». Называются такие понятия, как «гражданин», «иностранные граждане», «лица без гражданства», а также слово «каждый». Но численность лиц, соединенных с Россией культурными, историческими и этническими связями, достаточно велика, и положения Конституции и законодательства Российской Федерации, гарантирующие защиту и покровительство за пределами страны только гражданам, не дают возможности в полной мере реализовывать потенциал таких связей. По оценке специалистов, постоянно проживающих в ближнем зарубежье соотечественников насчитывается 17 млн, в дальнем - 13 млн человек, в то время как граждан РФ в посольствах и консульствах России за рубежом зарегистрировано 1,2 млн. Эмиграция в 1990 г. составила 103,6 тыс.человек, до середины 1980-х гг. ежегодно выезжало до 3 тыс. человек. Только за первый квартал 2009* г. из России эмигрировало 6 658 человек. [...]
Политика Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом должна быть направлена на поддержку русских и представителей других коренных народов России, проживающих за рубежом, а также на поддержку русского языка и культурную экспансию. [...] Следует также расширить и конкретизировать перечень мер, направленных как на поддержку соотечественников за пределами страны, так и на стимулирование переселения их в Россию. Необходимо ввести новый раздел в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», включающий такие меры поддержки соотечественников за рубежом, как:
- использование дифференцированного подхода к поддержке русских общин за рубежом;
- адресная поддержка пророссийских «групп интересов» за рубежом;
- установление экономических льгот бизнесу, поддерживающему русские организации за рубежом;
-создание информационной инфраструктуры для российских соотечественников за рубежом, в частности организация русскоязычных средств массовой информации на территории других стран, расширение трансляции программ российских теле- и радиокомпаний на сопредельные государства;
- комплекс мер, направленных на повышение статуса и роли русского языка и русской культуры и их распространение за рубежом, в том числе расширение использования дистанционного метода обучения русскому языку и русской литературе".
И тот и другой содержит помимо оценки ситуации в этой сфере конкретные предложения и управленческие решения по преодолению демографической и миграционной ситуации в России.