«Есть история как научная дисциплина, и есть сакральная история»

Jan 28, 2013 13:12



_____________________

Подготовленная в Центре работа «История России. Учебник для учителя» была представлена на учредительном съезде Ассоциации учителей истории и обществознания Московской области. В докладе «Концептуальные подходы к формированию учебника нового типа», эксперт Центра, доктор исторических наук Вардан Багдасарян пояснил, почему появилась эта работа. Дело ценностном и когнитивном кризисе общества, истоки этого кризиса рождаются в школе, когда подростки изучают гуманитарные предметы - литературу, историю. «Я подниму вопрос, который не любят в академическом сообществе. Есть две истории. Есть история сакральная, священная как представление об идеальном, и есть история факта как научная дисциплина, они решают разные задачи», - убежден Вардан Багдасарян. На возможные обвинения в «мифологизации» эксперт отвечает, что «происходит смешение разных понятий мифа. Есть, конечно, миф как фальсификация, но есть миф как транслятор базовых ценностей. Для него характерен акцент на героическом, язык символов, ценностная фабула. Очевидно, что на уровне вуза, профессионалов эта одна история. Но когда формируется мировоззрение, гражданская позиция, говорить, что разные факты оцениваются по-разному, что любой герой мифологичен, что великие свершения могут трактоваться иначе, - это контрпродуктивно. На таком подходе социализированного гражданина не воспитаешь», - такова позиция эксперта Центра.

Анализ школьных учебников показывает, что везде этот компонент священной истории представлен. В американских школьных учебниках нельзя прочитать, что почти все до единого отцы-основатели США были рабовладельцами, что Линкольн, которого выставляют борцом с рабовладельческим строем, высказывался о превосходстве «белого» человека над «черным». О том, что Перл Харбор был спровоцирован Рузвельтом. О том, что американский конгресс спонсировал национал-социализм «Темной стороны в американских школьных учебниках нет», - констатирует Вардан Багдасарян. А затем приводит в пример заглавия разделов в наших учебниках, где акцент делается в основном именно на неоднозначном, на темном.

ПРОДОЛЖЕНИЕ...

Центр проблемного анализа, история России, Багдасарян

Previous post Next post
Up