Дипломатия России 21 века

Jan 11, 2013 18:02



_____________________

Глава "Дипломатия 21 века" из 6-го тома "Национальной идеи России"

Для максимизации эффективности внешней политики российское руководство должно заняться действительным стратегическим планированием своей внешней политики на значительные отрезки времени - 30, 20, 10 и 5 лет. В ходе краткосрочного (1-5 лет) оперативного планирования и выстраивания тактической модели поведения Кремль должен стремиться к доминированию российской инициативы по ключевым узлам геополитики. Должен произойти решительный отказ от существующей практики реагирования на события и замыслы «партнеров». Лучше неудачная инициатива, чем постоянная реакция. Никакие отговорки про незначительность ВВП и зависимость от сильных экономик не могут быть оправданием беззубости и приспособленчества России в мировой политике рубежа веков. Только инициативная, настойчивая, смелая, принципиальная линия способна привести к успеху и привлечь новых союзников.

Важнейшим шагом на пути к повышению качества стратегического планирования является принятие управленческого документа высшего уровня по внешней политике, в котором необходимо зафиксировать национальные интересы России и ее внешнеполитические приоритеты, указать иерархию внешнеполитических целей, оговорить основные проблемы и разбить их на технологически выполнимые задачи, определив сроки реализации и объем требуемых ресурсов. При этом необходимо закрепить градацию внешнеполитических интересов страны. Как вариант можно использовать три уровня.

Глобальный. Активное и полноправное участие в построении такой системы международных отношений, в которой России отводилось бы место, в наибольшей степени соответствующее ее политическому, экономическому и интеллектуальному потенциалу, военно-политическим и внешнеэкономическим возможностям и потребностям.

Региональный. Обеспечение стабильного и безопасного международного окружения, а также продвижение и закрепление военно-политических и экономических позиций страны на мировой арене на основе использования механизмов регионального сотрудничества.

Субрегиональный (постсоветское пространство). Развитие всесторонних взаимовыгодных связей с СНГ и участие в развитии интеграционных процессов между ними на взаимной основе.[...]

Необходимо составить алгоритм принятия решений в сфере внешней политики. Этот алгоритм должен состоять из ряда блоков: постановки стратегических и тактических задач; экономических расчетов; выработки политического курса; оценки программ, концепций; организации сбора данных; оценки данных; выбора вариантов решения; контроля промежуточных результатов; переоценки, переформулировки, уточнения решений на основании данных промежуточного контроля; оценки результатов; ответственности. Возможно, потребуются различные алгоритмы для долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных решений.

Должен быть не один универсальный алгоритм выработки внешней политики, а целый пакет алгоритмов.


В него, в частности, следует включить алгоритм выработки концептуальных стратегических планов, алгоритм достижения тактических целей, алгоритм оперативного, срочного реагирования на изменение ситуации, алгоритм политических действий в чрезвычайных ситуациях, алгоритм финансового планирования, алгоритм контроля, алгоритм подведения итогов и возложения ответственности и т. д. Такая модель функционирования координационного механизма, в частности через выработку обновляемых директив, принята и апробирована в международной практике.

Кроме того, требуется обеспечить сопряжение внешнеполитических решений с имеющимися возможностями (ресурсами), в первую очередь экономическими. Для этого следует пересмотреть процесс бюджетирования внешней политики, обеспечив выделение достаточного объема средств на конкретные программы. И наконец, следует решить проблему отчетности за реализацию внешнеполитического курса страны. Возможен вариант создания нового формата доктринального оформления внешнеполитической деятельности. Иными словами, при сохранении долгосрочных концепций и последовательной внешнеполитической стратегии в масштабах каждого шестилетнего срока президентской администрации ввести практику ежегодных посланий Президента по внешней политике, в которых могли бы обозначаться более краткосрочные тактические задачи и проводиться адаптация внешнеполитической стратегии к меняющимся политическим реалиям. При этом, начиная со второго года президентства, каждый руководитель страны будет обязан давать отчет в установленной форме о ходе реализации поставленных им внешнеполитических задач. Возможно также установление специальной формы отчета для Министерства иностранных дел вместо довольно декларативных ежегодных обзоров внешней политики. [...]

Помимо мер, связанных с кадровым потенциалом внешнеполитических ведомств, обеспечения независимости при принятии внешнеполитических решений необходимо по возможности минимизировать влияние иностранных спецслужб на внешнеполитическую элиту страны. Для этого следует принять закон, запрещающий без ведома или разрешения Президента РФ как руководителя внешней политики России или без полномочий Министерства иностранных дел Российской Федерации должностным лицам, состоящим на федеральной государственной службе, выступать с официальными заявлениями по внешнеполитическим вопросам; совершать официальные визиты в другие государства и встречаться с представителями международных организаций; принимать в Российской Федерации официальные делегации других государств или международных организаций; вести переговоры с представителями других государств или международных организаций по вопросам, относящимся к внешней политике. Кроме того, на уровне Конституции следует ограничить чиновникам и их ближайшим родственникам владение значительным имуществом за рубежом, открывать счета в иностранных банках и т. д.

За нарушение названных выше ограничений должностные лица государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также сотрудники Администрации Президента РФ будут подлежать освобождению от занимаемой должности; должностные лица, представляющие государственные органы законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, будут отстраняться Президентом РФ от участия в процессе подготовки и принятия решений в сфере внешней политики и международной деятельности страны. [...]

Что касается геополитической специфики страны, то в первую очередь необходимо обратить внимание на отношения России со своими соседями, т. к. превращение постсоветского пространства в «санитарный кордон» вокруг страны может воспрепятствовать распространению какого-либо влияния за границы страны. Для этого во внешней политике необходимо уделить первостепенное внимание обозначенному региону. Следует на уровне Конституции акцентировать его как «особую зону национальных интересов России», указав, что это влечет приоритетное положение постсоветских государств в рамках экономического, торгового, политического, научного, культурного и прочего сотрудничества.

Россия не должна отдавать США, Китаю, Европе инициативу в примыкающих к нам странах. Для этого следует контролировать все процессы, происходящие там, и относиться к ним столь же скрупулезно, как и к внутрироссийским событиям. Геополитическая адресация внешней политики России не должна ограничиваться соседними государствами. По возможности ее следует распространять на весь мир, для чего потребуется разработка полноценной внешнеполитической идеологии. Последняя должна базироваться на высших ценностях Российского государства, берущих свою основу от цивилизационной специфики России.

Вопросы нравственности, противостояния греху (особенно таким вопиющим его проявлениям, как пропаганда гомосексуализма, эвтаназии, насаждение примата свободы личности как свободы, в том числе и греха) надо переместить из душеспасительных конференций в область реальной политики и государственной пропаганды. В естественной тяге человека к добру и семейным ценностям заложен колоссальный потенциал, который почти не используется во внешней политике.

Отношения со всеми регионами следует осуществлять сообразно с целями, указанными во внешнеполитической доктрине (стратегии) России (возможно, в специальных - по каждому региону - закрытых разделах). При этом следует диверсифицировать российскую внешнюю политику только с Запада еще и на Восток. Арабские страны испытывают искреннюю и глубинную симпатию к России и нуждаются в ее покровительстве и поддержке. Россия обладает уникальными связями со всеми участниками арабо-израильского конфликта и способна взять в свои руки его урегулирование. В том числе надо подобрать «ключи» к мировым сионистским кругам и вступить с ними в тонкую и жесткую игру вместо следования их инициативам.

Приоритетное внимание необходимо уделять отношениям с Ираном и Турцией. Иран имеет все шансы, чтобы стать стратегическим партнером России в силу совпадения подходов к большинству международных проблем и отсутствия серьезного столкновения интересов. Иранская цивилизация переживает этап подъема и способна на большие свершения. Турция всегда представляла потенциальную угрозу интересам России, поэтому следует всемерно вовлекать ее в совместные взаимовыгодные проекты, с одной стороны, а с другой - держать про запас эффективные механизмы давления на Турцию. Например, курдский вопрос.

Европе же следует демонстрировать дружелюбие и готовность к сотрудничеству, но при этом не спускать ей ни одной попытки заявить о своем превосходстве. Лучше всего, чтобы европейцы нас уважали и побаивались. История учит, что никакой искренней дружбы у России с ними не получится.

С США подобает вести откровенный прагматичный диалог, избегая лишних сентенций и надежд на порядочность. В связи с объективным процессом ослабления экономической и особенно идеологической мощи США задачей является избегать прямых столкновений с этим гигантом и по возможности завоевывать очки за счет умелого лавирования.

В отношениях с Китаем нужно действовать максимально осторожно. Китай способен в недалеком будущем совершить действия по аннексии значительных кусков российской территории и ресурсов. Следует прекратить практику продажи и сдачи в аренду Китаю пограничных с ним анклавов. Противостоять экспансии Китаю Россия сможет только обладая превосходящим военно-техническим потенциалом, создавая мощные международные альянсы, вступая в тактические союзы с Китаем против третьих сил.

ПРОДОЛЖЕНИЕ...

Центр проблемного анализа, внешняя политика, Россия

Previous post Next post
Up