_________________________
Фрагмент из монографии "История России. Учебник для учителя" Оценка правления Ивана Грозного в историографии и в памяти народа имеет принципиальные отличия. В историографии с начала XIX века сложился антигрозненский едва ли не пасквиль. За основу в оценках были взяты без должной верификации на предмет ангажированности свидетельства иностранцев, таких как бывший опричник Генрих Штаден. Особо значимую роль в утверждении антигрозненского памфлета имела «История Государства Российского» Н.М. Карамзина. Однако обрушившаяся на Ивана Грозного с начала XIX века критика не может быть адекватно понята без учета идеологического контекста соответствующей эпохи. Это было время популярности идей конституционализма. Памфлет на Ивана Грозного потребовался для демонстрации порочности самодержавной модели властвования и предпочтительности ограниченной конституцией системы правления.
Патологически негативно оценивался Иван IV и в западной историографии. И это понятно из содержания геополитического противостояния XVI века. Русская цивилизация фактически впервые обнаружила способность открыто противостоять Западу. Причем противостоять, как в период Ливонской войны, в одиночку. Впоследствии точно такой же индикативной фигурой в столкновении западнической и почвеннической парадигм станет И.В. Сталин. Все, что в современности используется в критике И.В. Сталина, с удивительной закономерностью повторяет выдвинутое прежде в критике Ивана Грозного.
Совершенно иное дело - отношение народа. В народной памяти установилось почитание грозного царя в качестве святого.
Факт включения Ивана IV в каталоги святых признавался видным историком Церкви Е.Голубинским. Сохранились иконографические изображения Ивана IV с нимбом. Вплоть до 1917 г. к гробнице Грозного в Кремле шел простой народ, прося его о заступничестве перед Господом. Устраивались многочисленные панихиды с поминовением царского имени. Культ Ивана Грозного был столь значительным, что вопрос об его официальной канонизации ставился даже на Поместном Соборе 1917-1918 гг.
Почитание царя связано с его проектом теократизации государства. Вся его политика соотносилась с задачей организации государственного бытия на принципах религии. Быть реализованным в полной мере это в принципе не могло. Отсюда драматизм грозненского правления. Земная жизнь не может быть организована как небесная. Но может произойти приближение к небесному идеалу или отдаление от него. Именно религиозная утопия Ивана IV позволила сформировать идеальную ценностную матрицу православного царствования.
ПРОДОЛЖЕНИЕ...