"Но остановимся здесь и соберем вместе все сказанное нами о различии просвещения западноевропейского и древнерусского, ибо, кажется, достаточно уже замеченных нами особенностей для того, чтобы, сведя их в один итог, вывести ясное определение характера той и другой образованности.
Христианство проникало в умы западных народов через учение одной Римской церкви - в России оно зажигалось на светильниках всей Церкви Православной;
богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлеченности - в православном мире оно сохранило внутреннюю цельность духа;
там раздвоение сил разума - здесь стремление к их живой совокупности;
там движение ума к истине посредством логического сцепления понятий - здесь стремление к ней посредством внутреннего возвышения самосознания к сердечной цельности и средоточию разума;
там искание наружного, мертвого единства - здесь стремление к внутреннему, живому;
там Церковь смешалась с государством, соединив духовную власть со светскою и сливая церковное и мирское значение в одно устройство смешанного характера, - в России она оставалась не смешанною с мирскими целями и устройством;
там схоластические и юридические университеты - в древней России молитвенные монастыри, сосредоточивавшие в себе высшее знание;
там рассудочное и школьное изучение высших истин - здесь стремление к их живому и цельному познаванию;
там взаимное прорастание образованности языческой и христианской - здесь постоянное стремление к очищению истины;
там государственность из насилий завоевания - здесь из естественного развития народного быта, проникнутого единством основного убеждения;
там враждебная разграниченность сословий - в древней России их единодушная совокупность при естественной разновидности;
там искусственная связь рыцарских замков с их принадлежностями составляет отдельные государства - здесь совокупное согласие всей земли духовно выражает неразделимое единство;
там поземельная собственность первое основание гражданских отношений - здесь собственность только случайное выражение отношений личных;
там законность формально-логическая - здесь выходящая из быта; там наклонность права к справедливости внешней - здесь предпочтение внутренней;
там юриспруденция стремится к логическому кодексу - здесь, вместо наружной связности формы с формою, ищет она внутренней связи правомерного убеждения с убеждениями веры и быта;
там законы исходят искусственно из господствующего мнения - здесь они рождались естественно из быта;
там улучшения всегда совершались насильственными переменами - здесь стройным естественным возрастанием;
там волнение духа партий - здесь незыблемость основного убеждения;
там прихоть моды - здесь твердость быта;
там шаткость личной самозаконности - здесь крепость семейных и общественных связей;
там щеголеватость роскоши и искусственность жизни - здесь простота жизненных потребностей и бодрость нравственного мужества;
там изнеженность мечтательности - здесь здоровая цельность разумных сил;
там внутренняя тревожность духа при рассудочной уверенности в своем нравственном совершенстве - у русского глубокая тишина и спокойствие внутреннего самосознания при постоянной недоверчивости к себе и при неограниченной требовательности нравственного усовершенствования
- одним словом, там раздвоение духа, раздвоение мыслей, раздвоение наук, раздвоение государства, раздвоение сословий, раздвоение общества, раздвоение семейных прав и обязанностей, раздвоение нравственного и сердечного состояния, раздвоение всей совокупности и всех отдельных видов бытия человеческого, общественного и частного, - в России, напротив того, преимущественное стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего, общественного и частного, умозрительного и житейского, искусственного и нравственного.
Потому если справедливо сказанное нами прежде, то раздвоение и цельность, рассудочность и разумность будут последним выражением западноевропейской и древнерусской образованности".
Из работы Ивана Васильевича Киреевского "О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России"