О свободе и высших ценностях в Конституции

Nov 07, 2012 16:27




________________________

О СВОБОДЕ И ВЫСШИХ ЦЕННОСТЯХ В КОНСТИТУЦИИ

Статья 2 Конституции РФ
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Комментарий к статье 2
Комментируемая статья оперирует понятием «высшие ценности», признавая тем самым необходимость ценностного выбора в Конституции. Однако предложенный ценностный перечень, состоящий из одной ценности, по отношению к критериальному пространству жизнеспособности страны явно недостаточен. «Человек, его права и свободы» действительно являются ценностью для любого государства. Однако человек - существо общественное. Соответственно, наряду с ценностью индивидуума должны быть сформулированы ценности и для общества и государства в целом. Но их в Конституции РФ нет.

Формулы, устанавливающей что права и свободы являются единственной высшей ценностью, нет даже в основополагающем в данной сфере отношений международном документе, пропитанном духом либерализма и индивидуалистичности, - во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., нет в международных пактах 1966 г., нет и в конституциях европейских государств. В Конституции же Российской Федерации мера явно не соблюдена. Свобода индивидуума не может иметь неограниченного распространения. Социум всегда накладывает определенные ограничители, поскольку человек постоянно находится в поле социального взаимодействия. Необходима увязка прав и свобод с обязанностями и ответственностью человека и гражданина. Последних в Конституции РФ содержится несоизмеримо меньше по сравнению с правами.

Так, статья 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. устанавливает, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Почему человек - должник общества? Потому что ему он обязан своим языком, своими знаниями и умениями, средой обитания. Поскольку все это и многое другое придумано не им, а усилиями предшествующих поколений. Поэтому общество и налагает на человека определенные обязанности. Других жизнеобеспечивающих вариантов здесь нет. Поэтому вытекающая из ограниченного определения высших ценностей абсолютизация свободы ведет к деструкции социальных связей и скреп государственности.


Категория свободы предполагает вопросы: от чего? по отношению к чему? Сама по себе свобода вне контекста этих вопросов абсурдна. Без наличия позитивной программы она ведет только к отрицанию. Поэтому без ограничения категории свободы и прав ответственностью за располагание ею, без указания на иные высшие ценности Российского государства, эта ценность содержит в себе угрозу самому существованию страны. Такая правовая конструкция разрушительна для жизнеспособности страны. Свобода может и должна быть ограничена, исходя из целей и задач общества и государства. Сводя содержание высших ценностей России к правам и свободам человека, Конституция РФ встает на позиции идеологии неолиберализма. Но это противоречит ей самой, устанавливающей запрет на наличие государственной идеологии. На деструктивные (и даже катастрофические) последствия принятия неолиберальной идеологии для России указывает весь ее исторический и цивилизационный опыт.

Свобода без нравственности, без ее социализированной одухотворенности вряд ли может рассматриваться как абсолютная, конституционного масштаба, тем более как высшая ценность. Свободу на растление, педофилию, порнографию, мордобой и убийство трудно признать высшей ценностью. Наблюдается, таким образом, противоречие между запретом на наличие государственной идеологии (национальной идеи) в одной статье Конституции (статья 13) и ее фактическом предложении - в других статьях. Очевидно, что при использовании этого приема табуизация идеологий осуществляется избирательно. На одни из ценностных конструктов распространяются идеологическая квалификация и запрет, на другие - нет. В представленной формулировке Конституции РФ речь идет только о правах, но ничего не говорится об обязанностях и ответственности. Однако в любом обществе предоставление прав накладывает и обязанности. Гражданин имеет определенные обязанности перед государством и обществом и только потому получает от них соответствующие права.

Анализ десятков конституций зарубежных стран доказывает неконструктивность рассогласования в Конституции РФ утвержденных прав и свобод человека с иными ценностными ориентирами. Базовым понятием для неолиберального категориального аппарата выступает «свобода». Частота употребления данного термина в тексте Конституции РФ - 69 раз. Конституция РФ оказывается одной из самых «свободолюбивых» конституций стран мира. Показательно соотношение в конституциях разных стран категорий «права» и «обязанности». В Конституции РФ термин «право» употребляется в 6 раз чаще, чем «обязанности». Даже в Конституции США «право» по частоте упоминаний только в 1,8 раза превосходит «обязанности».

В предлагаемом в комментируемой статье ценностном ряду не нашлось места даже для самой России. Существование страны оказывается менее значимо, чем права и свободы индивидуума. Соответственно, по этой логике страной для наиболее полной реализации прав и свобод можно и пожертвовать. Суженная до прав и свобод человека трактовка высших ценностей России привела к игнорированию важнейших факторов ее жизнеспособности. Так, не нашли отражения в Конституции РФ очевидно важные для жизнеспособности страны такие ценности, как:

- сакрализованное выражение ценности государства в понятии Родины;
- императив национальной безопасности и обороноспособности страны;
- императив цивилизационной идентичности государства и народа;
- ответственность государства за социальное благополучие населения;
- государственная поддержка национальных традиций;
- поддержка государством норм общественной морали;
- сохранение исторической памяти, гордость народа за великие исторические свершения прошлого;
- поддержка цивилизационно ориентированной культуры, противодействие распространению деструктивной по отношению к национальным ценностным накоплениям культурной продукции;
- задача обеспечения государством высокого качества образования;
- государственная поддержка развития науки;
- государственная поддержка института традиционной российской семьи;
- государственная поддержка цивилизационно-идентичных религий России, использование их потенциала для решения национальных задач;
- этническая комплиментарность, дружба народов;
- противодействие социальному и имущественному расслоению населения, т. е. императив социальной справедливости;
- закрепление за соответствующими государственными институтами функций пропаганды и воспитания;
- воспитательные ориентиры развития  личности (патриотизм, духовность, нестяжательство, креативность, милосердие, альтруизм и др.);
- развитие трудовых мотиваций, обоснование социальной значимости труда;
- обеспечение идейного влияния и положительного образа России в мире.

Этот далеко не полный перечень отсутствующих в Конституции РФ основополагающих для успешности государства ценностей указывает на ее слабую работоспособность. Государство в итоге оказывается лишено важнейших для себя функций: мобилизационной - формулировка цели и мобилизация народа на ее достижение; мировоззренческой - определение смыслов бытия соответствующего социума; идентификационной - укрепление цивилизационной (национальной) идентичности; интеграционной - создание скреп социума, объединяющих индивидуумов в единый народ; социализирующей - обеспечение посредством воспитания социализации индивидуумов, формирование и раскрытие личных потенциалов граждан.

Ценностные компоненты присутствуют во всех без исключения конституциях зарубежных стран. Различие между ними состоит в широте представленности и степени акцентированности. Конституция РФ на мировом фоне является одной из наиболее ценностно выхолощенных. Сама категория «ценность» также используется во многих конституционных текстах. Сведение ее к правам и свободам человека обнаруживается исключительно в конституциях постсоветских государств. В иных конституциях категория ценности используется чаще всего в связи с вопросом о национальной идентичности и традициях соответствующего государства.

[...]

Речь, естественно, не идет об отрицании принципа прав и свобод человека в качестве высшей ценности. Но данная идеологема должна быть дополнена другими, связанными с национальной, исторически сформировавшейся спецификой России.

В части второй комментируемой статьи установлено, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Возникает вопрос: а иные у обязанности государства существуют? Во всем тексте Конституции РФ никаких иных обязанностей Российского государства не упомянуто. Есть обязанности родителей, есть обязанности гражданина РФ, но у государства только одна обязанность - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Даже собственная безопасность, существование самого государства, нравственных порядков - все это за рамками этой Конституции. Отсюда реконструируется неолиберальная доктрина и никакая другая.

Отрывок из проблемного комментария к Конституции в рамках 6-томника "Национальная идея России"

Конституция, Центр проблемного анализа, высшие ценности

Previous post Next post
Up