Народостроительство

Nov 06, 2012 10:26



4 ноября - праздник, на самом деле, ещё не сформировавшийся. Наши соотечественники не приняли его в свою жизнь, не поняли его смысл, поскольку он не получил пока своего реального наполнения, исторического переживания. День народного единства - это праздник будущего, а не прошлого. Это будет день, когда православные обнимутся с социалистами, и те и другие с националистами и капиталистами (вспомнив, что все они прежде всего - русские), а все месте сбросят тиранию либерал-фашистов и компрадоров.

Пока же этот праздник является прекрасным поводом задуматься о самом важном - о русском народе и о его строительстве, о нас с вами как едином целом. С этой важной и непростой мысли нас постоянно пытаются сбить разного рода провокациями типа псевдорусских маршей и наглых выходок мигрантов-гастарбайтеров, уводя проблему в плоскость конфликта и маразма. Между тем, народостроительство есть ключевая тема для России, и ей надо заниматься серьёзно, ответственно и ежедневно.

Широко распространено мнение, что существование народа есть какая-то данность - неотъемлемая, само собой разумеющаяся, вечная. Русский народ настолько могущественен, живуч и велик, что нам давным-давно стало казаться лишним и никчёмным заботиться о нём как едином целом, сохранять его, отстраивать, ремонтировать. Ну живём себе и живём, чего же более? Если даже и заходит разговор о проблемах народа, то всё ограничивается лишь материальными запросами отдельных людей или групп, к обсуждению социальных пособий, зарплат и пенсий, рабочих мест и детских садов. Но совершенно упускается из виду сама суть народа - то, что делает отдельных людей единым целым с общей историей и ценностями, те их особенные связи, которые позволяют называть данное сообщество определённым (русским или китайским) народом. На-ро-дом, а не случайным сожительством людей и социальных групп.


Обратите внимание. Даже при анализе таких катастроф, как развал Российской империи 1917 года и крах СССР 1991 года, речь заходит преимущественно о государственной власти, элите, экономике и промышленности, геополитических раскладах, борьбе капитализма и социализма, о чём угодно, но крайне редко о самом народе - главном субъекте русской цивилизации и основе всего вышеперечисленного. Русский народ постоянно остаётся за кадром, присутствует как бы по умолчанию и всегда в молчании.

Между тем, и в 1917-м, и в 1991-м, и во времена прежних Смут наносили удар как раз не по социализму, промышленности как таковой или царю как отдельной личности, а по русскому народу и его ценностям, связям. Отдельные мыслители (Кара-Мурза, Панарин, Кожинов, Зиновьев и др.) писали и пишут об этом много, скрупулёзно и талантливо. Но русские люди в большинстве своём, сам русский народ как единое целое пока что с большим трудом подходит к этой мысли. И не потому что люди глупы и несообразительны, но потому что не привыкли думать о себе самих как о чём-то важном и ценном, потому что разучились к системному строительству и созиданию общего дела, потому что дезориентированы. Равно как и политические партии призывают к чему угодно (к строительству коммунизма, либерализма, этно-национализма и пр.), но только не к самому главному - отстраиванию и укреплению народа, усилению его внутренних связей и следованию его высшим традиционным ценностям.

Приведу обширную цитату Сергея Георгиевича Кара-Мурзы, давно призывающего в своих трудах к тому, чтобы хотя бы задуматься над этой проблемой, взглянуть на самих себя и понять, кто мы такие есть.

«Безымянные миллионы творцов советского проекта верили, что человеку изначально присущи качества соборной личности, тяга к правде и справедливости, любовь к ближним и инстинкт взаимопомощи. В особенности это присуще русскому народу - таков уж его «национальный характер». А поскольку все эти качества являются сущностными духовными субстанциями русского национального характера и даны ему изначально (примордиально), то они и будут воспроизводиться из поколения в поколение вечно».

Позволю маленькую ремарку: упомянутая уверенность в том, что так должно быть и будет всегда, просто потому что иначе быть не может, появилась в русском народе, конечно, гораздо раньше СССР (когда сам народ вырос из небольшого народа Среднерусской возвышенности в огромный евразийский суперэтнос, и ощущение собственного могущества стало для него чем-то постоянным и обыденным), но в советское время эта уверенность, достигшая после Победы и полёта Гагарина максимума, стала - как это ни парадоксально - главной причиной поражения в «холодной войне».

«Ложная вера породила ошибочную антропологическую модель, положенную в основание советского обществоведения и практики жизнеустройства. Исторически обусловленные культурные устои русского народа, присущие ему в период становления советского строя, были приняты за его природные свойства. Требовалось лишь освобождать их проявление от наслоений проклятого прошлого и очищать от «родимых пятен капитализма». Задачи «содержания, ремонта и модернизации» этих устоев в меняющихся социальных и культурных условиях (особенно в «агрессивной среде» холодной войны) не только не ставилось, но и сама эта постановка вопроса отвергалась с возмущением. Как можно сомневаться в крепости устоев! И правящая элита, и все советское общество если и видели проблему, то лишь в более искусной идеологической работе, то есть в качестве воздействия на поверхностные слои общественного сознания».

Более того, в Советское время высшие ценности русского народа были лишены фундаментального основания из-за официального и длительного запрета на религию. Понятно, что богоборчеством советская власть занимались не всегда и многие люди продолжали ходить в приходы и церкви, но сам факт официального атеизма значительно ослаблял потенциал народа, делал его мироощущение неустойчивым и оторванным от корней.

Правда, нельзя не отдать должное, что в то же самое время в СССР работала защита русского сознания от информационных атак либеральной идеологии. Однако это было, как точно заметил Кара-Мурза, всего лишь «воздействием на поверхностные слои общественного сознания». Главные же его связи и смыслы оставались как бы за скобками внимания власти, государства и самого народа, без системного самоанализа и осмысления. Не говоря уже о комплексной и осознанной государственной поддержке. При крушении СССР народ остался перед либеральным идеологическим напором абсолютно разоруженным и лишённым осознанного понимания своих ценностей и принципов действия внутренних связей.

За двадцать постсоветских лет народ России, с одной стороны, подвергся тотальной и враждебной информационно-психологической обработке, с другой - выработал определённый иммунитет и начал двигаться в направлении к самому себе. Однако делает он это неосознанно и не сообща, а по одиночке и без помощи государства. Мы по-прежнему считаем, что всё идёт как-то само собой, что народ есть народ, ничего особенного, что главное дали бы денег и нормальную работу, а остальное приложится. Но это в корне неверный подход, изначально программирующий нас на ложный путь и замкнутый круг.

Между тем, необходимо хотя бы понять главное: именно системный труд формирует народ и позволяет ему поддерживать свою уникальность и развивать её. Как личное развитие человека невозможно без труда, без ежедневной работы над собой, так и жизнь народа, суперэтноса, невозможна без постоянного системного строительства, без созидания и саморазвития. Да, безусловно, существует провидение и определённая заданность в жизни каждого живого организма (в том числе и социального), и в этом смысле русское «авось» вовсе не такое уж глупое и никчёмное. Но каждому народу, как и человеку, дана свобода и самостоятельность, дан дар сотворчества, пренебрегать которым преступно и самоубийственно. Не поняв этого, не осознав своё право и обязанность на самостроительство и поддержку своих ценностей, мы не обретём себя и не сможем полноценно развиваться по начертанному нам великому пути.

Эдуард Биров, специально для сайта Центра проблемного анализа

Кара-Мурза, Центр проблемного анализа, народ, День народного единства, Россия, история России, русские

Previous post Next post
Up