Сергей Георгиевич дал
любопытное интервью "Свободной прессе", которая, конечно же, как самая настоящая свободная пресса свободно выбрала из него самые негативные слова (про бандитов во власти) и вынесла их в заголовок, хотя смысл высказываний Кара-Мурзы как раз достаточно оптимистичный и, как всегда, трезвый. В том числе и по ВТО, и по власти.
Не
(
Read more... )
И идея равномерного распределения благ в нашем обществе: как возможности постройки справедливого общества - в русском виде даже несознательно (как само собой разумеющееся) трактовалась как равномерный доступ ВСЕГО народа до вершинной аристократической культуры в первую очередь, когда решены и даже только в процессе устранения материальных лишений.
Это и произошло, как Вы помните, и было одной из особенностей раннего СССР - ликвидация вместе с голодом, беспризорностью и тп безграмотности, музеи, библиотеки для всего народа, кружки самодеятельности в домах пионеров, добровольно принудительные абонементы в филармонии, и вообще культ созидающего человека труда, живущего великими смыслами.
Кара-Мурза показал, что в Октябрьской Революции 17 года изначально столкнулись и пришли к власти представители этих двух типов социализма - европейского и русского.
Особенностью евросоциализма было то - что он был записан, имел лексикон. Русский - так и не остался записанным как стройная теория (скорее этот человек остался отображен в художественной литературе, отчасти педагогике), и его прямые представители более всего и полегли в ВОВ и к 60-м годам ушли из жизни, не передав дискурс и идеи преемникам.
А догматическое образование давало только теорию евросоциализма, того что имел понятийный аппарат, теорию, политэкономию и тп - оно и воспитало другую генерацию партэлиты.
СГ очень много об этом рассказывает и сокрушается - Вы наверняка должны знать эти его мысли. И это и было по СГ одной из важнейших причин вырождения элиты и разрушения СССР. Ценностью стало потребительство и материальные блага - и особенно среди номенклатуры, да и народа. При всем перерожденчестве власти, не обеспечившей народу основные потребности (повальные дефициты и тп)
Но суть такова и главное отличие от Запада - русский социализм трактовал человека как беспредельное по потенциям существо: "неизмеримую духовную бездну". Несомненно, это от евангельского понимания человека как Образа Божьего несущего в себе "искру Божью", и потому по наличию этой искры все люди равны и братья, и должны иметь равные возможности к проявлению "Образа...".
И государство в первую очередь должно обеспечить реализацию равномерного доступа до возможностей такого духовного развития человека. Таков замысел и упования русского социализма, построившего и ставшего стержнем Советской Цивилизации, даже при ее казенном атеизме, и с издержками, неудачами, не во всем, где-то вырождением, но все же.
Так я понял социализмы. Тут не только от СГ, есть и от других мыслителей, но СГ очень много дал в этом вопросе для меня.
Reply
Но при всех традиционных истоках русского коммунизма, отличного в корне от евросоциализма, всё-таки и в русском коммунизме - этом величайшем эксперименте, был очень сильный перекос в сторону материализма и понимания справедливости прежде всего как распределения материальных благ. Отсюда и его слабость в мировоззренческом понимании, та ахиллесова пята, которая рано или поздно дала бы о себе знать.
Этот великий опыт надо, безусловно, учитывать в будущем. Но возвращаться в него в стиле СССР 2.0, считаю, глупо и даже вредно.
Reply
Reply
Leave a comment