Предлагаю внимательным образом прочитать этот отрывок из
"Национальной идеи России", в котором рассказывается о важнейшем значении Конституции с точки зрения обустройства российского государства и - шире - цивилизации и о той подмене, которая произошла в 1993 году, когда России конституционно запретили иметь и сохранять свои традиционные ценности.
Авторы Центра проблемного анализа убеждают, что в России Конституция должна быть не только номинирующей, но и задающей основания жизнеустройства. В этом отрывке объясняется, как факторы успешности страны (успешности не с точки зрения либеральной модели, а с точки зрения культурно-цивилизационного кода страны) и её ценности должны формировать Конституцию и регулировать работу государства и жизнь людей. С помощью какого механизма нравственность, человечность, историческая память, патриотизм, справедливость, труд и другие ценности должны быть положены в основу государственного управления, делать страну и государство жизнеспособными и развивать Россию по её уникальному пути.
Привожу текст без графиков и неполностью, чтобы не отпугивать широкого читателя. Полный текст можете найти на сайте или в самой книге.
______________________
Методологический подход к проектированию научного макета новой Конституции России Конституция - это основной закон страны. Обычно она определяет правопорядок в стране и институты государственности, устанавливает построение и функции государственной власти, административно-территориальное устройство государства, вертикальные связи в государственном управлении. Все это присутствует в Конституции Российской Федерации 1993 г. Это позволяет отнести ее к номинирующему типу конституций.
Однако российская действительность ныне такова, что власть малоэффективна, коррумпирована, политически несменяема, проявляет все признаки и угрозы монополизации и практически неконтролируема и ненаказуема. Население продолжает сокращаться, хотя перед кризисом 2008 г. падение замедлилось. Российское общество расслоено по доходам, десятки процентов населения проживают в бедности и нищете, и разъединение по признаку материальной обеспеченности нарастает. Различия в показателях развитости между регионами достигают десятков и даже сотен раз. Безработица практически не снижается. Экономика все более превращается в сырьевую и зависимую от внешней среды. Суверенитет страны под вопросом. Обороноспособность, промышленность, аграрный сектор, здравоохранение, образование, наука, культура в стране неуклонно деградируют.
Почему все это так? Нет ли в ряду основных причин именно тех действующих конституционных конструкций, которые на сегодня определяют жизнь страны? Такая вероятность существует.
Второй тип конституции сущностно отличается от первого, номинирующего. Помимо установления правопорядка и институтов государственной власти, конституция может задавать основания жизнеустройства во всех сферах жизни страны. Задавать социальную, экономическую, политическую, гуманитарную модель. Предлагаемый научный макет новой Конституции России именно такого - ценностного, жизнеустроительного типа.
Традиционно страна - это ее территория, народ и единое государственное управление. Как будет задано упомянутое жизнеустройство, так в определенной степени жизнь в стране и будет происходить. Если жизнеустройство в каких-то сферах жизни вообще не оговорено, не урегулировано с позиций баланса интересов всех групп общества, то всегда выигрывает сильнейший, более богатый, более статусный - социальная сбалансированность в таком случае недостижима. И совершенно ясно, что без выбора ценностей, двигающих по жизни каждого человека, общество и государство, определить цели и направление движения жизни страны невозможно.
В Конституции РФ высшие ценности определены. Это права и свободы человека и гражданина. Это все. Нравственность, справедливость, даже само существование России к высшим ценностям не отнесены. Такой конституционный концепт связан с неолиберальной космополитической доктриной, навязанной стране сразу после гражданского конфликта 1993 г., после выстрелов танков по «Белому дому». Определенную примиряющую роль в тот период сыграло принятие Конституции РФ.
Но спустя 20 лет, т. е. после очень длительного периода времени для исторических экспериментов, перед лицом надвигающихся новых угроз для существования российской государственности пришло время переосмыслить важные обстоятельства и реалии обустройства жизни страны.
Никаких иных значимых ценностей, кроме прав и свобод человека и гражданина, в Конституции РФ нет. Права и свободы при этом не увязываются с обязанностями и ответственностью. Государству же никакой ответственности, а также обязанностей, за исключением признания и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, не предписано. У страны не определены цели и ценностей развития. В какую сторону она движется и куда должна прийти? Что должно объединять народ и подвигать его на свершения? Ответов нет. Так, Конституция РФ запретила идеологию страны. А идеология включает в себя ценности, избранные обществом. Общество и страна без ценностей? Разве может такая страна быть успешной?
Конституция РФ игнорирует цивилизационную специфику русской (российской) цивилизации. Она прямо отрицает российскую государственность времен Советского Союза. Слово «русский» в ней употреблено только один раз (и только по отношению к языку). Но каждая цивилизация успешна только тогда, когда она настроена на свой собственный уникальный рецепт успеха. Чужие рецепты тут беспомощны и даже вредны. Русского народа по Конституции РФ вообще не существует. Государственных (!) языков, помимо русского, в ней установлено множество.
Конституция РФ нацелена на единственный безусловный интерес - богатого меньшинства, поэтому имеют место безудержная приватизация, вывоз капиталов из страны, сырьевизация и архаизация экономики, фальсификация продуктов питания и лекарств, коммерциализация социальной и гуманитарной сфер. Интерес частного (и прежде всего иностранного) капитала торжествует над национальными интересами страны и ее народа. Все: от образования и здравоохранения до деятельности Центрального банка РФ, - устраивается на коммерческий лад, идет на продажу, начиная с земли и активов и заканчивая «услугами государства» и ставкой рефинансирования. Государство превращается в сервисное (т. е. предоставляющее услуги за плату), а не жизнеобустраивающее. Многое из того, что сегодня делает страну неуспешной, запрограммировано в Конституции РФ 1993 г.
Чтобы конституция не обслуживала интересы только богатого меньшинства и иностранных государств, а служила собственной стране и ее народу, она должна быть сориентирована на успех страны и ее народа. Это требование порождает специальный алгоритм построения конституции, который гарантирует, что она будет работать во имя поставленных перед ней целей. Алгоритм в настоящей работе разработан на основании логикофилософской и математической теорий успешности сложной социальной системы.
Конституционное законодательство выступает не целью, а средством, инструментарием реализации соответствующих ценностных установок. Поэтому догматизация текста конституции снижает ее действенные потенциалы. Несоответствие вызовам и запросам современности делает любой закон юридически бессмысленным. Ссылки на историческую устойчивость американской Конституции при этом не всегда оправданны, поскольку она является исключением среди конституций иных иностранных государств.
Как правило, конституционное законодательство довольно часто модернизируется. Из всех существующих в мире конституций 38% были приняты или существенно модернизированы уже после того, как 12 декабря 1993 г. референдум в России утвердил новую Конституцию.
[...]
При разработке научного макета новой Конституции России авторы исходили из концепта ценностного государственного управления, нравственного государства, сочетания прав и обязанностей человека и гражданина, полномочий и обязанностей государственных органов, а также подконтрольности государственной власти и ответственности ее перед народом, что подразумевает гарантии истинного народовластия, а не демократию по западному образцу.
В настоящей работе предложен подход к достижению успешности государственного управления, построению системы власти и ее действий, который гарантирует движение к публично поставленным властью целям развития страны. Сами цели развития вытекают не из корыстных предпочтений кого бы то ни было. И не из зарубежных предписаний, а из ценностей, государственных интересов и безопасности самой России и ее народа.
Методология основывается на принципе баланса интересов и достижении общего и всеобщего блага, не отрицая, а приветствуя частное предпринимательство, частную собственность, в определенной степени снимая остроту противостояния между трудом и капиталом, балансируя личные и общественные интересы.
Научный макет новой Конституции России сконструирован для программирования успеха страны. Само понятие успеха не является тривиальным. Неолиберальная риторика, в поле которой построена Конституция РФ 1993 г., по данному вопросу указывает только на «конкурентоспособность страны». Как будто страна - это коммерческая организация, которая на каких-то рынках с кем-то конкурирует.
На самом деле у страны (государства в широком смысле) есть неотъемлемые функции или миссия. Это безопасность и устойчивость развития, включая демографическое, мировоззренческая осмысленность жизни и уровень благосостояния ее населения, народосбережение, занятость, здоровье, психологический комфорт, уверенность в будущем. И эти функции далеки от установок государства «сервисного типа».
Что именно программирует, дает установку, конструкторский чертеж для жизнеустройства страны? Конечно, ее Конституция. Но как вычислить ключи к успеху страны? Что выступает мерилом ее успеха, функцией цели, критерием развития и самым важным, самым интегративным для масштабов всей страны в целом, во всей ее невообразимой сложности устройства контролируемым параметром развития? Это ее жизнеспособность. Если страна как живой организм утрачивает жизнеспособность, она умирает. Государство распадается, что оборачивается бедствиями для его народа.
В настоящей работе Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования коэффициент жизнеспособности страны был вычислен.
[...]
Радикализация конституционной неолиберальной космополитической доктрины в последнее время явно ориентирует страну на движение к кризису и, возможно, распаду. Происходит это потому, что государственно-управленческая стратегия исходит из ошибочных посылок, несовместимых с факторами успеха страны.
Как работает этот механизм неуспеха? Государство управляет десятками жизненно важных параметров развития. Оно выбирает их, прогнозирует их и управляет ими в количественном (а также полуколичественном и качественном) виде.
Таким параметром является, например, коэффициент монетизации экономики. Результаты управления этим параметром - изъятие из экономики России около 3 трлн долл. денежных средств. Доля государственной собственности в структуре всей собственности страны уже ниже, чем в странах с рыночной экономикой. Доля оплаты труда в ВВП страны занижена в 2-2,5 раза. Доля госрасходов в ВВП страны ниже, чем в США. Доля инвестиций в ВВП в России в 2,5 раза ниже, чем в Китае. Прогрессия подоходного налога в России вообще отсутствует. Отношение экспорта к импорту в России в 2-3 раза больше, чем необходимо по балансу материальных трансграничных переносов, что противоречит национальным интересам. Таких количественных примеров очень много.
Государство устанавливает полуколичественные параметры развития (например, степень политической свободы, которая в России характеризуется наличием партийных суррогатов, криминализованных лоббистских структур, отсутствием активно действующих профсоюзов), которые влияют на эффективность государственной власти. Степень реальной независимости СМИ также зависит от воли государства. В России они либо подчинены административному контролю, либо приватизированы и служат узкокорпоративным интересам, но принципиально не контролируются с точки зрения защиты нравственности населения страны.
Государство устанавливает качественные порядки, например, охраняя или нет (как в современной России) нравственность. То есть вводя или не вводя запреты на распространение в СМИ порнографии, сцен насилия и жестокости, асоциального поведения, управляя Интернетом или принципиально от этого самоустраняясь (85% ресурсов в Интернете - безнравственны и просто криминальны с точки зрения незаконных и деструктивных призывов).
Все, что перечислено (а это лишь малая часть), и есть потенциалы (или факторы-потенциалы) развития страны. Общество и государство могут управлять ими. Но каким именно образом - это вытекает из сделанного ими выбора. А делают выбор они, исходя из Основного закона страны и всего вытекающего из него законодательства. Таким образом, становится понятна взаимосвязь конституции страны и успеха ее развития. Конституция развитие страны программирует. На рис. 19.1.6 эта связь проиллюстрирована схематически.[...]
Как узнать, вычислить, отобрать оптимальные для успеха страны значения факторов-потенциалов, чтобы «настроить» в государственном управлении и общественном строительстве их значения на максимальный успех?
Можно пользоваться политическим доктринерством, если не демагогией, в виде каких-то идеологем. Либерализма, консерватизма, социализма, дирижизма - каких угодно. Но наиболее эффективно обратиться к опыту самой страны, а не к доктринам. Ее бесспорному историческому опыту, который показывает, при каких значениях факторов-потенциалов страна переживала подъем, при каких - упадок. Например, такой факт, повторяющийся на протяжении всей истории: в периоды отказа от собственной цивилизационной русской идентичности страна погружалась в состояние системного кризиса.
[...]
Из сказанного очевиден вывод, что если заложить в модель государства (страны) тот его облик, который складывается под влиянием таких значений факторов-потенциалов, которые ведут к успеху, то успех обязательно будет достигнут! И напротив, если конституция и все функции и миссии страны основаны на факторах в их значениях, настроенных на неуспех, - то неуспех будет неизбежен, как это и имеет место в современной России. Деградация России и ее движение в геополитическое небытие программируется избранной моделью политического, экономического, социального устройства, заданной в Конституции РФ, и вырабатывающейся в соответствии с ней практикой.
Факторы-потенциалы описывают основные системы страны, ее ценностный выбор, который формирует мировоззрение и мотивирует поведение и деятельность общества от внутрисемейных отношений до трудовых и ратных. Они описывают институты образования, воспитания, науки, здравоохранения, культуры, обороны, средств массовой коммуникации и др.
В самом концентрированном, исходном виде практически все факторы воплощаются в виде ключевых ценностей. В научном макете новой Конституции России потому и реализован специальный институт «высших ценностей России», из которого вытекает все построение государства и его жизнеустройство. Жизнеустройство требует конкретного выбора решений конституционного уровня, который и был сделан. Что это за выбор?
Это нравственность, это обязанности и ответственность человека и власти, наряду с правами, свободами и полномочиями. Это достоинство, права и свободы всех граждан, а не только богатых. Это социальная и территориальная справедливость. Это истинное народное самоуправление. Это истинный государственный суверенитет. Это цивилизационная идентичность русской (российской) государственности как ключ к успеху. Это принцип, что природные ресурсы принадлежат и служат всей стране и ее народу, а не тем, кто «подсуетился» во время узаконенного дележа национального достояния. Это направленные на социальную справедливость принципы экономической деятельности, отношений собственности.
Нет ни одного важнейшего вопроса жизнедеятельности страны, по которому не было бы прозрачного, обоснованного и настроенного на общий ее успех и успех ее народа решения в виде соответствующих конституционных норм. Сами нормы рождались именно в такой взаимосвязи. […]
В научном макете новой Конституции России все устройство человеческого общежития, экономики, территории, социальной сферы, образования, здравоохранения, науки, культуры, обороноспособности, экологии, самих институтов государственности подчинено высшим ценностям России. А высшие ценности - это прежде всего общественная нравственность, историческая память и справедливость, а также труд, патриотизм, человечность и ряд иных.
В тексте научного макета эти положения разъяснены и проиллюстрированы более детально. Этот подход представляет собой парадигму, в корне отличающуюся от навязанной сегодня стране нежизнеспособной доктрины. Поэтому научный макет новой Конституции России ориентирован не на российское богатое меньшинство и интересы иностранных государств, а на саму Россию и на ее народ. На их успех. Поэтому уважение к России в мире, которое она утрачивает, при применении положений научного макета, безусловно, восстановится.
Главное, что без смены несовместимой с успехом страны политической, государственной, региональной, социальной, экономической модели, которая и задается Конституцией, - успешного развития России не достигнуть. А успех этот вполне достижим, история России это доказывает. Научный макет новой Конституции страны разработан именно с этой целью.
Как новая Конституция России может быть принята? Разумеется, для этого требуется сочетание многих условий. Однако этому будут противостоять все те, кого устраивает существующая в России ситуация. И хотя их подавляющее меньшинство, у них в руках находятся СМИ и колоссальные пропагандистские каналы массовой информации, имеющая большинство мест в законодательных органах политическая партия, готовая служить не своим избирателям и своим гражданам, а спонсорам, финансовым и политическим. В их пользу двадцать лет беспамятства и покорности страны, безмолвствования ее народа, способствовавшего ее развалу и историческому позору.
Но время идет, родилось новое поколение, для которого потребность русского (российского) достоинства вновь становится важной. Оно, к счастью, уже тянется к истинным, а не к подставным ценностям. К добру, а не ко злу. К достоинству, а не только к потребительству. К ценностям, а не только к ценам и скидкам. Понимание бедственного положения нашей страны постепенно нарастает.