В Центре проблемного анализа скоро будет выпущена научная монография (для узкого круга специалистов) и публицистическая брошюра (для всех интересующихся) "Тревога! Ювенальная юстиция", где будет подробно проанализированы явление ювенальной юстиции и попытки её внедрения в России. Лично мне по краткому с ней ознакомлению очень понравился подход: вдумчивый, аргументированный и широкий, с использованием фактов об опыте Западных стран, со сравнением с отечественным подходом к защите семьи и ребёнка. Выводы в брошюре сделаны жёсткие, но без истерики.
Когда брошюра появится, обязательно продемонстрирую её у себя в блоге и буду советовать всем своим знакомым. Это тот вариант, когда действительно надо распространять (впрочем, не по-навальновски, а вдумчиво) и рассказывать. Не паники ради, но для лучшего понимания явления.
На нашем сайте мы вывесили пока небольшой отрывок из неё. В первой части этого отрывка приводятся очень важные факты из опыта внедрения ювенальной юстиции в Западных странах аж в 50-80е годы (для меня было неожиданностью, что этот эксперимент начался так давно) и, в частности, рассказывается, что там частично стали переходить от реабилитационной модели к традиционной карательной, так как испугались, что реабилитационная приводит к росту детской преступности.
Вторую же часть отрывка приведу здесь полностью. Благо она небольшая, но в ней ёмко выражена сама суть проблемы.
P.S. Своё мнение о ювеналке подробно развёртывать пока не буду, а тезисно я его уже высказывал в комментариях: если начнут вводить то, что нам пытается навязывать Запад (и то, о чём написано в брошюре), то я, естественно, категорически против; однако есть вариант, что приняв западную модель по форме, мы поменяем её по сути либо будем максимально динамить её на стадии реализации. Поэтому надо внимательно изучать этот процесс и слушать власть, традиционно читая её слова между строк.
________________________________
http://rusrand.ru/about/puls/puls_595.html Насколько ювенальная юстиция применима в России?
Важно заметить, что в России начиная с XVII в. сложилось особое «детское» правосудие, однако ювенальная юстиция не возникла. Это произошло во многом потому, что ювенальное право - это производная от общей западной доктрины прав индивида. Либеральное правовое государство отдает правам индивида безусловный приоритет. Установление гражданского общества требует разрушения общинных солидарных связей и превращения людей в индивидуалистов.
Российская же социальная философия считала индивидуализм некорректным, поскольку общество и личность связаны нераздельно и создают друг друга, а личности вне общества просто не существует. Согласно этой модели, свобода человека есть не что иное, как свобода выбирать между добром и злом. Поэтому человек не мог быть наделен особыми правами и свободами, противопоставленными обществу и родителям. Еще один важный момент - это укорененное в западной культуре понятие «естественный человек», «очищенный» от каких-либо культурных наслоений, моральных и этических норм. Это «очищение» потребовало связать индивидов множеством договоров, что привело к интенсивному законотворчеству. Культ закона возник на языческой основе еще в Древнем Риме, а впоследствии перешел и в католическую церковь, индульгенции которой - не что иное, как попытка сделки с Богом.
Ювенальная юстиция придает юридическую трактовку и детско-родительским отношениям. Дети и родители здесь стали сторонами контракта. Вопрос любви, уважения между детьми и родителями в принципе выносится за скобки отношений. Но для России это просто нонсенс! В западном обществе нравственный контроль заменяется контролем закона. Сейчас этот принцип навязан России, что влечет за собой разрыв с системой права традиционного общества и разрыв непрерывного развития правосознания в России.
В основе отечественной модели воспитания лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса. Цель воспитания - гармоничное и всестороннее развитие нравственной личности. На Западе же цель и ценность - саморазвитие ребенка как самостоятельной и независимой личности. Однако в России еще не произошло окончательного разрыва общечеловеческих связей. Если есть цель их разорвать и построить взамен атомизированное общество, то воспитание детей на началах ювенальной юстиции может поспособствовать тому, чтобы это произошло в кратчайшие сроки. Но допустимо ли это?