Россия начала побеждать в борьбе против агрессии Запада на Украине, но для победы нужна серьёзная модернизация стратегических основ и многих аспектов прежней политики. Такой тезис отстаивает в
новой статье почётный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. По его убеждению, России необходимо максимизировать жёсткость в отношении США и Европы вплоть до демонстративной готовности применить ядерное оружие именно для того, чтобы удержать мир от ядерной войны. При этом необходимо ускоренно проводить внутренние преобразования на основе новой и чёткой идеологии.
Не будем торопиться с выводами об очередном витке «опасной игры с ядеркой» от парадоксального и эпатажного, казалось бы, Караганова. Давайте попытаемся разобраться в его логике и аргументах. Опытный международник, он хоть и считается нынче «ястребом», но хорошо известен и как знаток Запада и исходит вовсе не из желания уничтожить США.
Ровно наоборот, он предлагает добиться настоящего мира или по крайней мере снижения стратегической нестабильности, жёстко пригрозив агонизирующему некогда глобальному гегемону мгновенной гибелью и предложив взамен спокойное сосуществование в качестве одной из великих держав.
Логика Караганова как раз в том, что именно максимальная эскалация с нашей стороны способна привести к отрезвлению США, в то время как длительное отсутствие реакции приводит только к эскалации с их стороны, которая неизбежно вскоре вызовет необходимость применить ЯО.
Тут политолог исходит из двух ключевых факторов.
Первый заключается в том, что затяжной характер войны, ограниченный рамками СВО, выгоден США, так как потенциально обессиливает Россию, поскольку американцы воюют чужими руками, а экономические возможности и людские ресурсы не сопоставимы.
«Учитывая размеры экономики, небольшую численность населения, накопленное с 1990-х гг. отставание в научно-технической области, не стоит соревноваться с соперниками в силах общего назначения», - предупреждает Караганов.
А потому Россия вправе с целью самозащиты прибегнуть к «ядерному оружию как к уравнителю мощи».
Второй фактор заключается в том, что, по убеждению Караганова, США не пойдут на прямое ядерное столкновение с Россией, так как это «страна с низкой степенью толерантности к потерям». А потому обмен ядерными ударами, цитирую, «будет означать конец США, даже если атака будет ограниченной».
Данный тезис хоть и невозможно проверить на практике, но подтверждается примерами локальных войн США за последние 40 лет: американцы проводили свои военные кампании, максимально избегая прямого боевого контакта с противником и минимизируя жертвы со своей стороны. Гражданское население США и вовсе не знает, что такое угроза гибели от военных действий, в отличие от россиян, которые не понаслышке знают о войне.
Оговоримся, что Кремль не раз заявлял об отсутствии необходимости использовать ЯО на Украине (и после демонстрации «Орешника» понятно почему), однако, видя вызывающее неверие политиков Запада в готовности России применить ЯО, Владимир Путин напоминал о нём как о последнем, но реальном аргументе.
Последние действия Кремля указывают, что политическое руководство в целом разделяет стратегию Караганова.
Москва после избрания Трампа не пытается в перспективе переговоров с Белым домом спустить на тормозах провокационные выходки НАТО, а наоборот, перехватила инициативу и повышает ставки - именно с целью остановить эскалацию.
Так, в упоминаемой статье, вышедшей, отметим, до удара новой баллистической гиперзвуковой ракетой средней дальности «Орешник», говорится:
«Новая ядерная доктрина - мощный шаг в этом направлении. Но нужны и соответствующие военно-технические меры, учения стратегических сил, возможно, развертывание нового комплекса ракет средней и меньшей дальности…»
Так, собственно, оно и произошло. Россия начала развёртывание ракет средней дальности и тем самым показала, что ее военные возможности практически ничем не ограничены - «Орешник» способен уничтожить любой объект от Днепра до Ла-Манша и далее.
К слову, автор убежден, что США в ответ не пойдут на размещение РСМД в Европе, так как это усиливает их стратегическую связь с Европой и, соответственно, по мысли Караганова, уязвимость самой Америки. Тут с ним можно поспорить: не стоит недооценивать степень агрессивности американского военного истеблишмента, тем более что в Пентагоне уже запланировано начать размещение в Германии дальнобойных ударных систем в 2026 году.
В заключение повторю главную мысль Караганова: целью ядерного сдерживания-устрашения является избежать Третьей мировой войны, а также создать условия для отхода США «от позиций глобального гегемона, которую они уже не могут себе позволить, на позиции нормальной великой державы». Другая стратегическая задача, по Караганову, «оттеснение Европы - источника большинства бед человечества в последние пять веков…, пусть она поварится в своих соках». Добавлю, что уже сейчас в политической элите Европы началось «брожение», породившее, в частности, фигуры Орбана и Фицо.
Характерен заключительный вывод статьи:
«Фазу непосредственного вооружённого конфликта нужно заканчивать. Но не стремиться к прекращению конфронтации с Западом…»
Почему? По мнению автора, конфронтация с Западом необходима «для переформирования мышления и ориентации нашего общества и элит на цели национального, суверенного, духовного и экономического развития». Смысл в том, что без настоящей и полной национализации элит и госуправления даже разгром киевского режима не приведет к полноценной победе России.
Обозреватель АЦ ТАСС Эдуард Биров