Click to view
Когда на душе тяжко от переживаний за творящееся безумие и чудовищные преступления людей, прочитайте «Братьев Карамазовых» Достоевского или посмотрите центральный эпизод фильма «Страсти по Андрею» Тарковского - спор Андрея Рублёва с Феофаном Греком. Только примите всю условность исторических фигур, их авторское прочтение режиссёра (они, конечно, были другими - и Грек, и Рублёв), и внимательно вдумайтесь в суть сказанного. Там анатомия души русского человека, полярность нашей раздирающей широты, в которой всё сводится к смыслу жизни.
Начинается он как спор взгляда, сосредоточившегося на грехе и слабости человека, которого спасёт только священный огонь страшного суда, со взглядом, сосредоточившимся на светлом начале человека, на образе и подобии, который заслуживает любви. Вслушайтесь, как это сейчас актуально и как нас раздирает между этими полюсами - неверия в человека и веры в него.
«Феофан Грек»: Ну, хорошо. Ты мне скажи по чести - тёмен народ или не темен? А? не слышу...
«Андрей Рублев»: Тёмен. Только кто виноват в этом?
«Феофан Грек»: Да по дурости собственной и тёмен. Ты что ли грехов по темноте своей не имеешь?
«Андрей Рублев»: Дак как же не имею...
«Феофан Грек»: И я имею... Господи, прости, примири, укроти. Ну, ничего, страшный суд скоро. Все как свечи гореть будем. И помяни мое слово - такое тогда начнется. Все друг на друга сваливать грехи начнут. Выгораживаться перед Вседержителем.
«Андрей Рублев»: И как ты с такими мыслями писать можешь? Не понимаю. Восхваления еще принимаешь. Да я бы давно схиму принял. В пещеру бы навек поселился.
«Феофан Грек»: Я Господу служу, а не людям. А похвалы? Сегодня хвалят, завтра ругают за то, за что еще вчера хвалили, а послезавтра - забудут. И тебя забудут, и меня забудут. Все позабудут. Суета и тлен все. Не такие вещи забывали. Все глупости и подлости род человеческий совершил и теперь только повторяет их. Все на круги своя. И кружится, и кружится. Если бы Иисус снова на землю пришел, его бы снова и распяли.
«Андрей Рублев»: Ну уж конечно, если только одно зло помнить, то и перед Богом никогда счастлив не будешь. Да может некоторые вещи нужно забывать. Не все только. Не знаю я - как сказать. Не умею...
«Феофан Грек»: Не умеешь - так молчи. Меня хоть слушай. Ну что, что смотришь то?
«Андрей Рублев» - Так что, добро только в одиночку творить можно?
«Феофан Грек»: Добро? Господи, да ты хоть Новый Завет вспомни. Иисус во Храмах людей собирал. Учил их. А потом они для чего собрались? Чтоб его же и казнить! «Распни!» - кричали, - «Распни!» А ученики? Иуда - продал. Петр - отрекся. Все разбежались! И это еще лучшие...
«Андрей Рублев»: Да раскаялись же они...!
«Феофан Грек»: Дак это же потом! Понимаешь ли? - потом! когда поздно было.
Да раскаялись же, но поздно! Но раскаялись!- вот напряжение между этими двумя полярными тезисами в мятущейся душе.
«Грек» при все правоте его свидетельств о низменных поступках людей - это полуправда без любви, это саморазрушающее разочарование в людях, которое так часто в нас говорит и заполняет душу.
А «Рублёв» - это всегда робкое, но упрямое нежелание осудить людей до конца. Это напоминание, что каждый человек, даже разбойник - это человек, способный раскаяться. Нельзя служить Господу, не любя людей при всех их грехах (но не сами грехи, конечно).
Ведь по Христу нет у раскаяния срока, если оно искренне! В фильме это не прозвучало, но далее начался монолог, в котором по сути и выражена эта правда.
Слова «Рублёва» Тарковского под кадры восходящего Христа в образе русского народа - это прекрасный гимн веры в человека, в нашу духовную силу. Читайте и слушайте их в тяжёлые минуты.
Это не просто слова Тарковского, это какое-то откровение сошло на него, молодого советского парня, который в 1966 году снял, по сути, богословский фильм (при всех особенностях его понимания, конечно)
«Андрей Рублев»: Ну, конечно же, делают люди и зло, и горько это. Продали люди Христа... А вспомни - кто купил его, народ? Опять же, фарисеи да книжники. Свидетеля не нашли, как ни искали, как ни старались. Кто же его невинного оклевещет. А фарисеи - те на обман мастера. Грамотные, хитроумные. Они и грамоте учились, чтоб к власти прийти темнотой воспользовавшись.
Людям просто напоминать надо почаще, что люди они. Что - русские. Одна кровь, одна земля. Зло везде есть. Всегда найдутся охотники продать тебя за тридцать серебренников. А на мужика все новые беды сыпятся. То татары по три раза за осень, то голод, то мор. А он все работает-работает-работает. Несет свой крест смиренно, не отчаивается, а молчит и терпит. Только Бога молит, чтобы сил хватило. Да разве не простит Всевышний таким темноты их?
Сам ведь знаешь - не получается что-то или что-нибудь, или устал, намучился... И вдруг в толпе встретишься с чьим-то взглядом, человеческим... и словно причастился... и все легче сразу... Разве не так?
Вот ты тут про Иисуса говорил... А ведь может быть он и родился и распят был, чтобы Бога с человеком примирить...»
Ключевое здесь - про грамотных фарисеев и «тёмных» простолюдинов. Фундаментальный смысл их важно правильно понять. Фарисеи - это вовсе не только церковники, а те, кто через грамоту и образование идут к власти и ведут людей к темноте. Именно фарисеи - источник зла и неверия, которые используя знания подкупают народ, чтобы они распяли Христа.
А терпеливый и вроде бы «тёмный» народ ближе к Христу и спасению, так как сохраняет в себе истинную Любовь даже под гнётом бед и страданий. Любовь эта выражается в едва приметном тёплом взгляде ближнего в толпе - «словно причастился, всё легче сразу». Какое тонкое ощущение настоящей христианской любви. Терпение в русском понимании - это не слабость, а огромная сила духа, которая способна преодолеть все невзгоды и одержать победу. Слабый духом не способен к терпению.
Монолог заканчивается довольно своеобразным и спорным прочтением смысла распятия Христа (чтобы человека с Богом примирить, показать жестокость мира). Поэтому-то и «Грек» ему бросает про то, что «упекут на север». Но ведь и тут зерно заключается в огромной вере в величие Человека как образа и подобия, который жив только среди простого «тёмного» народа.
Кстати, во втором их разговоре, когда «Рублёв» в сожжённом храме и после убийства бандита (русского человека, тащившего изнасиловать немую девушку) отчаявшись готов отказаться от своей веры в человека, «Грек», напротив, успокаивает его и как бы отрекается от своих прежних слов - «мало ли что я тогда говорил, ты вот теперь ошибаешься, я тогда ошибался».
Click to view
Герой Солоницына произносит в этом эпизоде такие горькие слова, которые звучат пророчески из 1966 года:
«Разве вера не одна у нас, не одна земля, не одна кровь?! а один татарин даже улыбался... кричал всё «вы и так без нас друг другу глотки перегрызёте». А, позор-то какой!»
И всё же фильм заканчивается тем, что и Рублёв, и русский мальчик, выливший колокол, и Русь восстаёт из пепла и преодолевает междоусобную рознь. А почему? Потому что сохранили в себе любовь, образ и подобие.
РМ